Как открутить болт шкива коленвала: пошаговая инструкция, проверенные способы закручивания/откручивания шкива

Шкив – изделие круглой формы с пазом под ремень. По внешнему виду напоминает диск. В автомобиле предназначен для передачи вращательной энергии от коленвала двигателя к другим узлам. Посредством шкива коленчатого вала передаётся крутящий момент и механическая энергия на генератор.

Зачем откручивать шкив коленвала?

Необходимость демонтажа шкива чаще всего возникает, если нужно произвести замену ремня ГРМ (газораспределительный механизм). Иногда его снимают для замены, хотя на практике эта деталь очень редко изнашивается. Начинающие автолюбители часто сталкиваются со сложностями в процессе замены, поскольку даже на одной марке автомобиля конструкция шкива может быть выполнена в нескольких разных вариациях.

Если шкив нужно заменить, желательно снять его предварительно, а уже затем покупать новую запчасть. Отправляться в магазин автозапчастей лучше со штатной деталью, чтобы подобрать правильную модель.

Не всегда удаётся сразу обнаружить шкив. Его местоположение в разных моделях автомобилей может значительно отличаться. Зачастую доступ к узлу затруднён, приходится демонтировать дополнительные узлы. Снимается шкив также не всегда просто, от длительной эксплуатации часто «прикипает» к валу.

Инструменты для работы

В большинстве случаев для демонтажа шкива требуются такие приспособления:

  • ударный гайковёрт;
  • домкрат;
  • набор съёмников;
  • гаечные ключи и оснастки для работы с резьбовыми соединениями.

Для замены шкива часто требуется смотровая яма. Во многих автомобилях снять шкив коленвала можно только снизу. Также может потребоваться наличие смазочных и чистящих жидкостей по типу WD-40 для разборки «закисших» соединений.

Прежде всего нужно определить положение шкива. Затем выбирают удобное место доступа, чтобы к соединению можно было подобраться с инструментом.

Ручным ключом не всегда удаётся открутить деталь, в таком случае можно попытаться сорвать соединение стартером. Также можно воспользоваться специальными съёмниками.

Определение положения шкива коленвала

Местоположение шкива отличается в разных моделях машин. Чаще всего он находится справа от мотора, если смотреть со стороны водительского сиденья. Есть модели, где он установлен со стороны водителя, но такая конструкция встречается редко. Иногда может быть установлен впереди двигателя снизу.

Определение детали следует начинать с изучения конструкции около генератора. Как правило, ниже этого узла и находится шкив, поскольку он соединяется и с генератором.

Подготовка места для демонтажа коленвала

Доступ к шкиву зачастую затруднён из-за близкого расположения других узлов автомобиля. Без их демонтажа невозможно добраться до необходимой детали. В зависимости от особенностей конструкции, может быть необходимо снять такие узлы:

  • бак с охлаждающей жидкостью;
  • радиатор;
  • воздухофильтр.

Во многих автомобилях для получения доступа к шкиву приходится снимать правовое колесо. В таких моделях доступ к детали проще всего получить именно через место для колеса.

Откручиваем шкив коленвала с помощью стартера

Основная сложность состоит в необходимости фиксации вала, поскольку направление его вращения соответствует резьбе болта. На отечественных заднеприводных авто шкив закреплён гайкой. В большинстве переднеприводных машин деталь фиксируется болтом.

Если специального съёмника для болта нет, вручную выкрутить будет крайне проблематично. Вал нужно фиксировать длинным гаечным ключом, упирающимся в твёрдую поверхность. Можно зафиксировать обычным ключом, дополнив его рычагом из профильной трубы. Размер головки может значительно отличаться в зависимости от модели. Как правило, используются головки в диапазоне 14-38 мм.

Есть автомобили, в которых для откручивания шкива предусмотрено специальное отверстие под дополнительный болт, использующийся как съёмник. Для демонтажа следует отключить проводку зажигания или снять предохранитель бензонасоса. Это предотвратит случайный запуск мотора. Под колёсами нужно разместить упоры, чтобы автомобиль был неподвижным.

Далее нужно включить 4-ю передачу и запустить стартер ключом зажигания. Болт далеко не всегда проворачивается сразу. Обычно приходится повторить процедуру несколько раз. Важно, чтобы аккумулятор был полностью заряжен.

После выкручивания болта нужно демонтировать сам шкив. Это обычно делается специальным съёмником. Деталь откручивается против часовой стрелки. Для некоторых автомобилей предусмотрены специальные держатели, значительно упрощающие процесс демонтажа.

Не следует снимать шкив посредством прокручивания стартера. В некоторых автомобилях, особенно японских, установить деталь обратно после такого демонтажа крайне сложно. Также нельзя прокручивать вал в противоположную стандартному направлению вращения сторону.

Откручиваем шкив коленвала съемниками

После извлечения болтов или гаек (исходя из конструкции) можно приступать к демонтажу шкива. Для получения полного доступа к узлам необходимо снять крышку ГРМ. Это позволит не только демонтировать шкив, но также заменить ремень ГРМ и уплотнители, если в этом есть необходимость.

Демонтаж шкива производится в несколько этапов:

  1. Снять ремень со шкива. Сначала нужно отпустить стопорный болт генератора, а затем повернуть второй болт, отвечающий за натяжение. После ослабевания ремень легко снимается. Если в авто предусмотрен гидроусилитель руля, возможно его ремень будет создавать препятствия. В таком случае расслабляют и ремень гидроусилителя.
  2. Определить местоположение болта, фиксирующего шкив. Как правило, лёгкий доступ к нему можно получить со стороны правого колеса. Поэтому обычно приходится предварительно демонтировать колесо.
  3. Выкрутить болт, фиксирующий шкив коленвала. Проще всего раскрутить соединение с помощью ударного гайковёрта. Чтобы правильно его зафиксировать, рекомендуется использовать динамометрический ключ.
  4. Демонтировать ступицу шкива с вала. Деталь фиксируется шпонкой и снимается специальными съёмниками. Такие съёмники продаются в автомагазинах.
  5. Несколько раз ввернуть шток съёмника в основание оснастки, защёлкнуть его с обратной стороны. Аналогичным образом зафиксировать инструмент на другом конце. Шток должен придавливать коленвал. Во многих автомобилях более простой конструкции имеются 4 небольших резьбовых отверстия, в которые вкручиваются болты для фиксации съёмника. Нужно плотно прижать 2 отверстия.
  6. Зафиксировать оснастку съёмника на детали и проворачивать гаечным ключом до полного отрывания. Если происходит проскальзывание, кольцо привода и ступица сместились относительно друг друга. Это чревато ускоренным износом, поэтому лучше сразу вернуть детали в исходное положение.

Таким образом шкив коленвала снимается практически на каждом автомобиле. Способ крепления обычно стандартный, отличается только местоположение.

Важно не использовать съёмники «челюстной» конструкции для демонтажа. Это чревато повреждением резинового уплотнителя. Необходимо применять рекомендуемые инструменты и оснастки для конкретной модели автомобиля.

Adblock
detector