Трос буксировочный: 5 принципов выбора надежного автомобильного троса по длине, материалу, нагрузке и способу крепления
Буксировочный трос, наряду с аптечкой и огнетушителем, входит в набор автомобилиста, который помогает справиться на дороге с внештатными ситуациями.
Он обязательно должен быть в машине при поездке на дальние расстояния, если предстоит путь по проселочным грунтовым дорогам, зимой в гололедицу. Наличие буксировочного троса входит в перечень обязательных аксессуаров при прохождении техосмотра.
Назначение буксировочного троса
Канат применяется при буксировке автомобиля на гибкой сцепке. Согласно ПДД у буксируемого транспортного средства должны работать тормоза и рулевое управление.
Буксировка применяется:
- При необходимости завести автомобиль с севшим аккумулятором.
- При вытягивании застрявшего транспортного средства в снегу, песке или грязи.
- При съезде в кювет или яму.
- Поломка машины при которой работают тормоза и рулевое управление.
- Если закончился бензин и необходимо доехать до ближайшей АЗС.
В этих случаях небольшой предмет станет незаменимым помощником и спасителем в чрезвычайной ситуации.
Материал изготовления буксировочного троса
Трос представляет собой витое или крученое изделие из переплетенных между собой металлических, синтетических или натуральных нитей. Многослойное изделие получают переплетением нитей в пряди, которые в свою очередь свивают в готовое изделие.
В зависимости от количества прядей выделяют однослойные и многослойные троса.
Растительные буксировочные троса изготавливают из манильской и конопляной пеньки. Они прочные, легкие, разрывное усилие зависит от количества прядей и его толщины. Натуральный канат легко повреждается грызунами, плесенью, при повышенной влажности срок его эксплуатации составляет до 5 лет.
Применяется при буксировке по ровной местности, при необходимости рывка легко разрывается.
- Синтетические канаты для буксировки имеют легкий вес, высокую прочность, эластичность, имеют высокий коэффициент растяжения, легко свиваются в небольшую бухту, не повреждаются грызунами, не боятся повышенной влажности, долговечные, доступные по цене.
- Подходят для буксировки авто по ровной местности и по бездорожью. Применяют при вытягивании из сугробов, ям, канав, кюветов. Изготавливают канаты из полиамида (нейлон), полипропилена, ПВХ, полиэстера и кеврал-арамида.
Стальные буксировочные троса изготавливают из металлической проволоки диаметром от 0,5 до 5 мм свитой в пряди.
- Для придания изделиям гибкости внутрь троса вставляют натуральный или синтетический сердечник, который пропитывается маслом.
- Пропитка позволяет защитить стальную проволоку от коррозии. От количества проволок и их толщины в пряди зависит гибкость троса.
- Металлический буксировочный канат выдерживает высокие нагрузки, обладает высокой разрывной прочностью.
Но данный вид буксира чрезвычайно травмоопасен как при присоединении, так и при резком натяжении. При обрыве может травмировать рядом стоящих людей и повредить автомобили.
Особенно это опасно зимой при морозе. Также он подвергается коррозии, что влияет на механические характеристики изделия.
Конструкция троса и способ крепления
Буксировочный канат установленной ПДД длины крепится в предусмотренные для этой цели проушины, которые расположены спереди и сзади автомобиля. На более старых моделях крепление проводилось по диагонали, что обеспечивало дополнительную технику безопасности буксировки и предотвращало столкновение сцепленных машин.
Сейчас проушины производители заменили на вкручиваемый буксировочный рым, который располагается в разных местах автомобиля в зависимости от модели.
Варианты конструкции:
- Трос изготовлен в виде ленты или веревки, которая при креплении сплетается в петлю (огон),
- Для конструкции крюк-петля характерно наличие с одной стороны каната металлического крюка со вставленным коушем в месте его присоединения к канату,
- Крюк-крюк – трос с двух сторон оснащен крюками, вставленными в специальные металлические коуши,
- С одной стороны – располагается петля, с другой – омегообразная скоба с гаечным зажимом,
- Скоба-скоба,
- Сцепление крюк-скоба наиболее прочное и надежное, выдерживает разрывную нагрузку до 50 т и устанавливается на грузовой технике, внедорожниках, джипах и кроссоверах.
Выбор конструкции зависит от веса машины, габаритов и состояния дорог, по которым предполагается эксплуатировать автомобиль.
Изготавливают изделие в виде текстильной ленты, крученного или витого троса различной свивки, плетенный и альпинистский в резиновой оплетке.
В продажу поступают без упаковки, в чехле или сумке.
Критерии выбора буксировочного троса
В ПДД регламентируется обязательная длина изделия, которая должна быть не меньше четырех метров и не длиннее шести. Установленная длина позволит избежать столкновения автомобилей, движущихся на гибкой сцепке и выноса буксируемого авто на повороте.
- Изготавливают трос ярких цветов, чтобы другие водители издалека видели сцепленные автомобили и реагировали на них при маневрах.
- Трос обязательно должен быть оснащен минимум двумя красно-белыми светоотражающими флажками. Они крепятся с помощью липучки в ночное время.
В инструкции к изделию, которое выпущено в соответствии с требованиями ГОСТов, указывается максимальная нагрузка, которую выдерживает трос. Ее определяют исходя из веса авто. Для этого вес транспортного средства умножают на 1,5-2 и рассчитывают максимально допустимую нагрузку.
Ленточные троса используются для буксировки по магистралям и шоссейным дорогам. Капроновые и нейлоновые благодаря высокой эластичностью используют для рывка застрявшей машины. Стальной трос наиболее надежный союзник для езды по бездорожью на авто с весом более двух тонн. Подходит для любителей рыбалки и охоты.
Правила буксировки
При гибкой сцепке необходимо ориентироваться на ПДД. Перед началом движения оговаривается маршрут, условные знаки с помощью которых будет проводиться общение буксировщика и буксируемого.
Обязательно включается аварийная сигнализация, с помощью которой предупреждаются все участники дорожного движения о движущемся тандеме.
Водителю буксируемому авто следует повернуть ключ в замке зажигания, чтобы избежать блокировки руля.
- Движение должно осуществляться плавно, без рывков, трос должен быть натянут.
- При вытягивании машины из грязи, кювета или снега на трос рекомендуется накинуть любую тканевую вещь.
- Если трос лопнет он не повредит рядом стоящих людей и автомобили.