Сайлентблоки: как определить износ? Назначение, разновидности и замена, признаки неисправности и принцип работы

Сайлентблок – это резинометаллический антивибрационный элемент. Также иногда говорят, что это гаситель деформации. Для выполнения своих функций он должен быть изготовлен из материала с так называемым большим внутренним затуханием.

В целом сайлентблоки подходят для поглощения колебательного движения с небольшим отклонением (амплитудой).

Виды сайленблоков

Сайлентблоки в большинстве случаев различаются по форме. В автомобилях чаще всего можно встретить глушители в виде втулки цилиндрической формы. Сайлентблоки также могут быть коническими, золотниковыми, сферическими или сложными. Это зависит от конкретного производителя и метода использования.

Классический цилиндрический корпус сайлентблока представляет собой металлический цилиндр меньшего диаметра, вставленный в цилиндр большего диаметра. Пространство между двумя цилиндрами заполнено каучуковой резиной. Каучук — это органическое соединение шести различных типов, обычно используемых в сайлентблоках.

В автомобильной промышленности чаще всего можно встретить:

  • Каучук SBR;
  • Бутадиен;
  • Бутадиен-нитрильный каучук (пербунан).

Иногда для изготовления сайлентблоков используются и другие каучуки, например, натуральный, хлоропрен, неопрен или силикон. Каждый из этих материалов имеет разные свойства. Из механических свойств различают предел прочности и относительное удлинение.

Первый показатель измеряется в Н/мм2, второй — в процентах. Например, SBR имеет предел прочности на разрыв от 7 до 25 Н/мм2 и относительное удлинение от 100 до 450 процентов. Кроме того, контролируется устойчивость сайлентблоков к маслу, бензину, активному кислороду и кислоте.

В зависимости от того, где сайлентблок будет устанавливаться, конструкторы выбирают соответствующую резину.

Какие функции выполняют сайлентблоки

На свойства, особенно жесткость сайлентблоков, могут влиять определенные структурные нюансы. Например, использование металлической арматуры, которая вставляется в резиновую деталь между двумя металлическими роликами разного диаметра.

  • Некоторые производители используют сайлентблок для подвешивания колес спортивных автомобилей. Цель состоит в том, чтобы поддерживать хорошее подавление шума от качения колеса, который вызывается вибрацией, и в то же время повышать точность рулевого управления.
  • Когда на колесо в повороте действует центробежная сила, использование усиленных сайлентблоков не вызывает такой значительной деформации, которая ухудшает сцепление колеса в повороте.
  • Также используются сайлентблоки сложной формы, имеющие разную жесткость в разных направлениях. В направлении, продольном оси транспортного средства, они обычно более мягкие, поэтому лучше поглощают шум от катящегося колеса.

В направлении, перпендикулярном продольной оси транспортного средства, сайлентблок становится жестче, что обеспечивает более точное рулевое управление. В результате управление колесом при прохождении поворотов происходит под действием центробежной силы.

Другой вариант — сочетание металла, резины и жидкости. Этот тип сайлентблока, прозванный автомеханиками «гидрограф», используется как для крепления двигателя и коробки передач в кузове, так и для подвески колес.

Примерами первого использования являются двигатель Porsche 944, второй Mercedes-Benz C-Class W203 или Mazda MX-3 и 323F (BA).

Повышенный износ сайлентблоков

Основная причина использования сайлентблоков — обеспечение акустического комфорта во время вождения, поскольку они снижают как шум автомобиля, так и его вибрации, возникающие от шасси и привода.

  • Помещая приводную цепь в кузов в сайлентблоках, таким образом одновременно снижается нагрузка на обе части автомобиля.
  • Двигатель автомобиля с коробкой передач, как и кузов, производят колебания разной частоты и длины волны.
  • Используя сайлентблок, вы фактически частично предотвращаете или уменьшаете переплетение волн разных частот и длин, или интерференцию.
  • Это может как уменьшить вибрацию, что было бы желательно, так и увеличить ее.
  • Увеличение вибрации нежелательно, так как если бы оно имело длительный эффект, привело бы к сокращению срока службы привода или корпуса.

Из этого ясно, что длительная езда с нефункциональными сайлентблоками приводит к повреждению автомобиля. Чтобы заменить дефектные сайлентблоки или детали с ними (балки моста), владелец транспортного средства намеренно усиливает шум от шасси или двигателя.

В случае ухудшения ходовых качеств шасси, если намечено посещение СТО, сотрудники мимо такого факта обычно не проходят.

Инструкция по диагностике сайлентблоков

Но как достоверно узнать, неисправен ли тот или иной сайлентблок? Да, стук шасси может привести к неисправности сайлентблока, пальца рычага или шатуна, а может и не привести.

Стук может быть вызван, например, свободным выхлопом или другими причинами, которые могут вообще не иметь отношения к шасси.

  • Вы узнаете о фактическом состоянии сайлентблоков шасси только при детальном осмотре, предпочтительно выполняемом с помощью монтажного рычага. Только так можно узнать, действительно ли резиновая часть сайлентблока непригодна.
  • Сайлентблоки, точнее их резина, тоже стареют с годами, поэтому изменение свойств сайлентблока может быть связано даже не с его разрывом, а с усталостью резины.
  • Типичное проявление изношенности сайлентблоков — это старая резина и неточное рулевое управление, а также дальнейшая курсовая неустойчивость автомобиля при движении по колеям. Такая машина едет куда хочет и часто колебается из стороны в сторону.

Если какой-либо из блоков глушителя рычага подвески окажется неисправным, его можно заменить отдельно или вместе с рычагом. Первый способ, как правило, дешевле, хотя и более трудоемок.

Как заменить сайлентблоки

Снятие сайлентблока с рычага или какой-либо части шасси (оси) означает необходимость применения пресса в сочетании с подходящими насадками. При установке нового сайлентблока необходимо следить за его положением, например, по монтажной метке, нанесенной на его металлический корпус.

В некоторых случаях замена сайлентблоков осложняется тем, что производитель транспортного средства не поставляет их как отдельную деталь. Мелкосерийное производство обычно более сговорчиво, но не всегда.

Кроме того, если в шасси есть определенные сайлентблоки, например, сочетающие резину и жидкость, оно обычно их не поставляет. Или предлагает, но только резину, не обладающую свойствами оригинала, но которая стоит недешево.

Фото-инструкция по диагностике и замене сайлентблоков

Adblock
detector