Порядок регулировки тепловых зазоров клапанов от А до Я: что это такое, зачем нужна, и что будет если ее не делать
У разных транспортных средств, в зависимости от устройства мотора, может быть на цилиндр 2 и больше клапанов. Одни из них необходимы для впуска топливно-воздушного состава, иные выделяют переработанные пары.
Первые клапаны именуются впускными, а вторые — выпускными. А запускает их работу, и делает ее более слаженной так называемый ГРМ. О том, каким методом регулировать клапана с наибольшей выгодой и без особого труда, ведется довольно много споров.
Какая функция клапанов
Клапаны являются незаменимой деталью газораспределительной системы каждого электродвигателя. Распредвал, крутящийся посредством ремня, цепочки либо зубчаток, коленвалом, особыми кулачками открывает и закрывает в необходимый момент разнообразные клапаны.
В процессе такта впуска открыты впускные клапаны, на протяжении такта сжатия и функционирования закрыты все клапаны, в процессе такта выпуска открыты выпускные клапаны.
Через впускные клапаны в мотор поступает воздушно-топливный состав (карбюраторные и инжекторные ДВС) или воздух (дизельные и прямого впрыска). Когда происходит выпуск из камеры сгорания, уходят продукты сгорания топлива.
Поэтому клапаны накаляются и становятся шире. Тепловой зазор дает возможность клапанам функционировать в оптимальном режиме.
Значимость настройки зазоров клапанов в двигателе
После запуска мотор и все его составляющие начинают греться, и соответственно, и расширяться. При этом немаловажно помнить и про природное изнашивание контактирующих между собой элементов.
- Это аргументирует надобность четко обозначенных зазоров между определенными составляющими. И тепловые зазоры клапанов (между кулачком распределительного вала и осью клапана) относятся к одним из наиболее значимых.
- При чересчур узком зазоре мотор не сможет работать с наивысшим КПД, что сразу же отобразиться на динамических и скоростных показателях транспортных средств. Одновременно с этим возникнет перегревание выпускных клапанов, и края начнут плавиться.
Если интервал будет чересчур большим, то об этом скажет автолюбителю свойственное «цоканье» ДВС, которое в редких случаях может пройти с прогреванием автомобиля. При расширенном зазоре кулачок распределительного вала производит «стучание» по рокеру клапанной оси, вместо того, чтобы надавить на него.
Регулировать клапаны нужно в том случае, если заметны следующие моменты:
- В месте крышки ГБЦ имеется посторонний, немного звенящий звук;
- Подвергался ремонту ГРМ;
- Последнее регулирование тепловых зазоров клапанов осуществлялось больше двадцати тысяч километров назад;
- Производительность мотора значительно снизилась;
- В результате возможны повышенные траты горючего.
В большей части инновационных ДВС для настройки тепловых зазоров встроены гидрокомпенсаторы. Практично и не нуждается в посторонней помощи, хоть и существует точка зрения, что изнашивание комплектующих всё равно идет несколько быстрее.
Моторы львиной части транспортных средств, в том числе на вазовской классике, нуждаются в настраивании тепловых зазоров ручным способом. Починку советуют осуществлять приблизительно после двадцати тысяч километров пробега с момента последней настройки.
Как выставить необходимый тепловой зазор
Сейчас существует только 3 метода настройки теплового зазора.
- Настройка сменой шайб. Калиброванные шайбы разного диаметра дают возможность поставить подходящий тепловой зазор. Процедура осуществляется методом выбора оптимальной толщины шайб.
- Регулирование болтами. Настройка болтами помогает выбрать подходящий тепловой зазор, закручивая или выкручивая винт.
- Регулирование гидрокомпенсаторами. Эти устройства выполняют автоматизированную настройку. Механическая регулировка не нужна.
Как настроить тепловой зазор?
- Тепловой зазор клапанов во всех случаях регулируется на холодном моторе
- Для большей части ДВС он примерно 0,15-,25 мм для впускных клапанов, и 0,2-0,35 мм для выпускных.
Для того, чтобы настроить клапаны
- Отключить генератор.
- Поставить рычаг селектора на нейтраль.
- Свечным ключом демонтировать все свечи, и накрыть свечные щели чистой тряпочкой, чтобы не допустить проникновения в цилиндры пылевых и грязевых частиц, мелкого мусора. Свечи можно не удалять, однако с ними тяжелее будет вращать коленвал.
- Снять клапанную крышку с силового агрегата.
- Убрать металлический кожух защиты клапанов(если он имеется).
- При поворачивании коленвала ключом(подходит простой рожковый ключ, либо ключ-трещетка), поставить распредвал таким образом, чтобы оба кулачка первого цилиндра были симметрично возвышены. На ДВС с нижним месторасположением распредвала поставить вал так, чтобы оба толкателя клапанов первого цилиндра были приподняты на максимальный уровень.
- Измерить интервал особым плоским щупом(есть в продаже в любой специализированной торговой точке).
- Если тепловой зазор не одинаковый, отрегулировать.
- Повторить процедуру для всех цилиндров.
Для моторов с болтовой регулировкой клапанов нужно:
- 2-мя ключами (как правило, на 10 и 11) ослабить фиксацию противоположной гайки.
- Болтом поставить необходимый зазор.
- Фиксируя болт отверткой или ключом, затянуть противоположную гайку.
- Проверить тепловой зазор.
Моторов с настройкой шайбами регулируются так:
- Измерить тепловой зазор. Если отличается от нужного, записать параметры зазора.
- Плоской отверткой утопить клапан, и подставить особую конструкцию для демонтажа регулировочных шайб. При определенной сноровке это можно выполнить посредством 2-й плоской отвертки.
- Пинцетом убрать шайбу.
- Отыскать на шайбе размер. Как правило, он набивается на одной из плоских поверхностей шайбы. Если замер плохо виден, нужно измерить шайбу микрометром по наиболее затертым областям.
- Рассчитать необходимый размер шайбы.
Взять шайбу подходящего диаметра (имеются в продаже во всех специализированных торговых точках) и поставить вместо демонтированной.
Настроить тепловой зазор клапанов не так трудно. Нужно лишь следовать советам данной публикации, и все получится.