Почему нет искры на свечах: причины неисправности, пошаговая инструкция по диагностике системы зажигания своими руками

Довольно часто автомобилисты сталкиваются с неисправностями системы зажигания двигателя автомобиля. Двигатель просто перестаёт запускаться, при этом в целом функционируя без явных отклонений.

Часто причиной является отсутствие искры на свечах зажигания. Как правило, эта неисправность не имеет предвестников и случается в пути – двигатель останавливается и попытки возобновить его работу ни к чему не приводят. Чтобы разобраться в причинах отсутствия искры, необходимо знать структуру системы зажигания автомобиля и принципы её работы.

Причины отсутствия искры на свечах зажигания

Отсутствие искрения может быть вызвано рядом причин, среди которых:

  • неисправность датчика положения (синхронизации) коленчатого вала, а также повреждения проводов, соединяющих его с бортовым компьютером;
  • выход из строя модуля зажигания, работающего автономного от бортового компьютера – управление свечами осуществляется с помощью прерывателя-распределителя зажигания, иначе – трамблёра;
  • неисправность трамблёра или соединительных проводов от него к модулю зажигания;
  • неисправность катушки зажигания;
  • дефекты ротора или крышки распределителя, среди которых: трещины или углеродные загрязнения. Через них может происходить утечка искры на землю;
  • дефекты в замке зажигания.

Как проверить искру на свечах зажигания

Чтобы удостовериться, что причиной отказа двигателя является отсутствие искрения, необходимо выполнить ряд несложных манипуляций.

Главное: при работе следует соблюдать правила электробезопасности. При контакте человека с элементами системы зажигания возможно получение электрической травмы. В связи с этим запрещается контакт со свечами зажигания или проводниками к ним во время вращения коленчатого вала двигателя.

Если к свечам зажигания двигателя подходят электрические провода, для проверки наличия на них заряда следует отключить один из них от свечи, к которой он подключен. Отключенный кабель следует расположить так, чтобы его оголённые контакты касались металлической части двигателя. После этого необходимо попытаться завести двигатель.

Отсутствие искры между его металлической частью и контактами провода свидетельствует о неисправности системы зажигания. Таким образом, дефект следует искать на цепи «аккумулятор – генератор – свеча».

Альтернативным методом является проверка наличия искры с помощью тестера или имеющейся свечи. Если есть тестер, то его подключают к высоковольтному кабелю питания свечи и заземляют на корпус двигателя. После этого предпринимают попытку запуска, следя за индикаторами прибора. С помощью свечи проверка проводится аналогично, только следят за появлением искры между её электродом и корпусом двигателя.

Проверка катушки зажигания

Отсутствие искрения при попытке запустить двигатель может заключаться в дефекте катушки зажигания.

  1. Прежде всего следует включить замок зажигания и убедиться в наличии потенциала на положительной клемме катушки.
  2. Если катушка находится под напряжением, искать причину следует в датчике кривошипного вала, модуле зажигания или электрических соединениях системы зажигания автомобиля. Кроме этого причиной неисправности в этом случае может быть дефект высоковольтного проводника между катушкой и трамблёром.
  3. Отсутствие потенциала указывает на проблему в замке зажигания или ошибки в схеме подключения элементов системы.

Проверка свечей

Выявить неисправность свечей можно с помощью специального устройства, подключаемого к диагностическому разъёму автотранспортного средства.

Чаще всего показания прибора указывают на неисправности со свечами или катушками. Неисправности катушек кодируются диапазоном кодов от P0351 до P0358. Появление на экране устройства любого из значений этого диапазона требует диагностики катушек.

Если прибор показывает, что при попытке завести двигатель происходит пропуск зажигания, то проблема связана со свечами или их электрическими соединителями: проводами, штепселями и разъёмами.

Чаще всего замена катушки, свечи и электрического кабеля вместе со всей контактной группой приводит к устранению неисправности.

Проверка элементов систем DIS

Принцип функционирования катушек зажигания в системах DIS (Double Ignition System) аналогичен таковому в стандартных системах зажигания, поэтому различий в принципах диагностики для систем DIS нет.

В системах DIS, как правило, одна катушка запускает пару противостоящих свечей зажигания. Более современные системы, оснащённые наддувом, комплектуются отдельной катушкой для каждой свечи.

Для проверки работоспособности катушки следует:

  1. изолировать её путём отключения от неё всех проводников;
  2. подключить к катушке омметр, настроенный на работу в нижнем диапазоне;
  3. показания омметра, снятые с первичных клемм катушки, сличить с эталонными показаниями сопротивления, которые указываются в спецификации. Как правило, это значение не превышает 2 ома;
  4. подключить омметр к вторичным клеммам катушки и снять показания; полученное значение должно находиться в диапазоне от 6000 до 30000 ом.

Выход за рамки указанных значений указывает на неисправность катушки и необходимость её замены.

При сложности измерения вторичного сопротивления, связанного с затруднённым доступом к катушкам, произвести измерение можно с помощью подключения прибора к штырям штекеров проводников свечей зажигания. В этом случае следует участь сопротивление самих проводников, для этого следует прибавить к нижней и верхней границе диапазона допустимых значений по 8000 ом.

Проверка системы зажигания и датчика Холла

Для проверки работы модуля зажигания и датчика коленчатого вала можно соединить контакты DIS-модуля с клеммами фары на галогеновой лампе. Такая фара нагружает модуль гораздо сильнее контрольной лампы. Фара на светодиодах для такой проверки не подойдёт. При исправной работе DIS-модуля и датчика Холла во время работы двигателя фара должна мигать.

На фото представлен датчика Холла

На фото представлен датчика Холла

Если мигания не наблюдается или на её клеммах нет напряжения при вращении коленчатого вала, значит проблема заключается в неисправности датчика или цепей его подключения. Диагностический прибор, в случае его наличия, позволяет без труда выявить неисправность датчика синхронизации коленчатого вала – ей соответствует определённый код. В случае неисправности датчик подлежит замене.

Для проверки магнитных датчиков используется мультиметр. Для этого измеряют сопротивление между контактами его соединительных проводов. Сличение показаний производится со спецификацией конкретной модели датчика. Если выявляются существенные отклонения значения от номинального – датчик неисправен и его необходимо заменить.

Поскольку магнитный датчик во время работы вырабатывает переменный ток, альтернативным способом его проверки является измерение выходного напряжения на контактах его соединительного кабеля во время вращения вала. Если прибор выдаёт показания более 20 мВ – датчик исправен.

Если выходное напряжение менее 20 мВ датчик следует осмотреть на наличие загрязнений или следов коррозии. При обнаружении их необходимо удалить и повторить проверку. При установке датчика следует убедиться в наличии достаточного воздушного зазора – его величина влияет на выходное напряжение. Если напряжение всё равно низкое – датчик неисправен и его необходимо заменить.

Почти все неисправности в системе зажигания автомобиля можно выявить самостоятельно в условиях гаража. Методы проверки не требуют наличия специфических знаний или умений. Достаточно соблюдать технику безопасности и правила выполнения работ. Инструменты, которые применяются при диагностике, кроме специального диагностического оборудования, широко доступны и недороги. Самостоятельное устранение несложных дефектов позволит сэкономить денежные средства и время.

Adblock
detector