Когда менять шины на новые: простая инструкция, как выбрать шины для автомобиля, и как понять, что их пора снимать
Качество автомобильных покрышек – важная деталь безаварийной езды. Резина должна хорошо «держать» машину на дороге, компенсировать неровности покрытия и выдерживать механические нагрузки в виде российских дорог. Однако не все водители отслеживают состояние покрышек, измеряя протектор стершихся колес.
Минимальные значения глубины протектора покрышки
Тем не менее, техрегламент Таможенного союза достаточно четко определяет остаточные показатели протектора летней резины – 1,6 мм (для легковых машин), 1 мм (для грузовиков), 2 мм (для общественного транспорта), 0,8 мм (мотоциклы). Шины, чей рисунок ниже указанных величин, не должны допускаться к эксплуатации.
Для зимних покрышек определена минимальная глубина протектора в 4 мм, что обусловлено сложными дорожными условиями при вождении в холодное время года.
Дороги чистятся не всегда регулярно, часто на асфальте присутствует наледь, поэтому сцепление с полотном должно быть надежнее. В среднем автомобильные покрышки меняются каждые 50 — 70 тыс. км.
С 2015 года в силу вступил закон, регулирующий необходимость замены шин в соответствии с сезоном. С декабря по февраль автолюбители должны устанавливать зимний вариант резины на автомобиль (допускаются покрышки с маркировкой M S, M+S и M&S). Часто на колесах рисуют снежинку внутри знака с ледяными вершинами.
Впрочем, эксперты рекомендуют не дожидаться календарной зимы и менять летние покрышки на зимние по мере похолодания (когда температура падает ниже +7 градусов). При холодной погоде летняя резина теряет свое сцепление с дорогой и плохо «держит» машину, что сказывается на ее управляемости.
Предельный срок службы любой покрышки составляет 10 лет, считают эксперты. Хотя лучше не затягивать с заменой автомобильных шин.
Факторы быстрого износа покрышек
- Частые перегрузы автомобиля. У каждой шины существует свой предел грузоподъемности, превышая который идет чрезмерное воздействие на покрышку.
- Стиль вождения определенно сказывается на частоте замены шин. Спортивный стиль езды с резкими ускорениями приводит к быстрому износу покрышек.
- Ошибки при шиномонтажных работах ведут не только к раннему износу шин, но и к потере управляемости машины.
- Неправильное давление в покрышках. Каждые колеса рассчитаны на определенное давление (параметры давления в шинах всегда указываются в технических характеристиках транспортного средства). Давление должно соответствовать регламенту. В противном случае шины придется менять достаточно часто. Даже отсутствие четверти номинального давления увеличивает стирание протектора на треть.
- Ямы, высокие бордюры, лежачие полицейские и выбоины с острыми краями на дороге не способствуют сохранению качества покрышек. Резина быстро изнашивается и приходит в негодность.
- Хранение покрышек в межсезонье с нарушениями. Воздействие ультрафиолета разрушает резиновый состав, способствует стремительному износу шин.
Индикаторы износа покрышки
Производители автомобильной резины стараются сделать эксплуатацию своей продукции максимально безопасной, поэтому для снятия показаний уровня износа эксперты рекомендуют использовать резиновый столбик, расположенный между канавками покрышки.
Протектор должен выступать за уровень столбика. Тогда шины считаются годными для езды. Шина, где протектор полностью сравнялся с уровнем столбика, считается сильно изношенной.
- Индикатор расположен на боковой поверхности покрышки (маркировка в форме треугольника или TWI).
- Чаще всего используются 8 цифр: большее обозначение выдавливается на минимальной глубине.
- По мере использования резины цифры постепенно стираются, поэтому при исчезновении с покрышки последней цифры резина заменяется в срочном порядке.
- Среди прочих лайфхаков – определение износа по яркости шин. Протектор становится ярче, что говорит о необходимости замены покрышки.
Стоит помнить, что трещины только добавляют процент износа (+25%). Расслоение каркаса приводит покрышку в полную негодность (износ 100%).
Treadwear – степень износа, определенная производителем марки. После обозначения Treadwear должна располагаться трехзначная цифра с указателем максимального износа покрышек.
Если, например, цифра 180, то покрышки нужно поменять после 86 тыс. 400 км. Такие расчеты делают заводы-изготовители при тестировании продукции на производстве. При расчете износа мастера используют следующую шкалу: каждые 100 Treadwear соответствуют проходу 48 тыс. км.
Специалисты советуют менять шины с запасом в 20% (не ожидая критической степени). Так, если максимальный износ покрышки наступает на 86 тыс. 400 км, то заменить шину имеет смысл после прохождения отметки в 69 тыс. км.
Лайф-хаки по определению износа шин
- Штангенциркуль – механический или электронный прибор для измерения глубины. При помощи штангенциркуля определяется износ покрышек: носик инструмента устанавливается у основания рисунка шины. Требуется отыскать ровное место без специфических выступов на резине и прочих изъянов. На шкале появятся данные, которые показывают остаточный протектор. Если у летней резины показатели менее 1,6 мм, тогда необходимо заменить покрышки.
- Монетка номиналом в 2 руб. Самый популярный и доступный способ определения износа резины автомобиля – российская двухрублевая монета. Ее помещают в канавку и смотрят, до какой отметки углубится монета: если «измеритель» скрылся в резине до слова «рубль», протектор высотой в 4 мм. Если пропадает слово «рубль», глубина 6 мм.
Время смены резины наступает, когда протектор скрыл только начало нарисованного венка на монете (осталось 2 мм). Способ измерения монетой не является максимально точным, однако он незаменим, когда, например, приобретается шина бывшая ранее в употреблении.
Неравномерный износ покрышек и его причины
- Неправильное давление в колесах автомобиля приводит к смещенному износу покрышек: шина, недостаточно накаченная, прогибается по центру, поэтому износ идет по бокам покрышки. Избыточное давление, наоборот, приводит к большему износу в центре колеса.
- Некачественно проведенный шиномонтаж (некорректное развал-схождение колес) приводит к деформации шины, смещая точку износа в сторону. Неравномерное истирание протектора заметно в плечах покрышки.
- Неисправная подвеска.
- Некачественный материал изделия.
Учитывая высокую стоимость комплектов автомобильной резины, мастера всегда советуют бережно относиться к покрышкам, своевременно ремонтируя автомобиль и проводя профилактический осмотр резины.