какое давление масла должно быть в двигателе
Необходимость контролировать давление масла
Каждый автолюбитель в своей практике не раз обнаруживал, как на торпедо зажигается индикатор, показывающий, что давление масла в моторе сильно отклонилось от нормы. Данное явление чревато очень большими неприятностями, именно поэтому сигнал о его фиксации и подается прямо на приборную панель.
Чем раньше будут приняты меры по устранению указанной проблемы, тем дольше будет ездить автомобиль и тем меньше похудеет кошелек его владельца. Затягивание ремонтной процедуры в этом случае никоим образом ее не отменит, а лишь приведет к резкому повышению ее стоимости.
Последствия отклонения от нормы
Если давление масла в моторе значительно отклонилось от расчетного показателя, то с большой вероятностью произойдет разрушение целого ряда узлов силовой установки. В результате машина полностью потеряет как ход, так и управляемость.
Итогом такого развития событий могут стать самые неприятные события вплоть до автокатастрофы. Но даже если обойдется без кровавого или смертельного ДТП, то все равно двигателю понадобится капитальное восстановление. Во многих случаях оно просто уже не будет иметь смысла, поэтому дешевле и проще окажется купить совершенно новый мотор.
Функции моторного масла
В производимых сегодня автомобильных двигателях масло решает широкий ряд задач, в том числе
- смягчает силу трения;
- снижает температуру деталей;
- предотвращает коррозионные процессы;
- удаляет сажу;
- уносит от трущихся пар микроскопические частицы, отколовшиеся вследствие износа.
Агрегаты и узлы, нуждающиеся в смазке
Для обеспечения стабильной, бесперебойной и длительной работы двигателя подача смазки должна происходить на следующие узлы и агрегаты:
- кулачки;
- клапаны;
- поршневую группу;
- КШМ.
Необходимость в регулировке подачи масла
Снабжение маслом частей мотора происходит из картера благодаря давлению, создаваемому в каналах маслонасосом. Интенсивность его работы должна зависеть от выбранного режима движения.
Оптимальное давление масла
Каким именно должно быть давление масла в двигателе, определяют следующие факторы:
- объем;
- марка и модель машины;
- используемое горючее — бензин или дизельное топливо.
Давление масла в разных режимах
Уточненную информацию по данному вопросу легко найти в инструкции по эксплуатации автомобиля. Можно также ориентироваться на усредненные показатели, которые для бензиновых двигателей имеют следующий вид:
- на холостом ходу – примерно две атмосферы;
- в интервале от четырех до пяти тысяч оборотов в минуту – от 4,5 до 6,5 атмосфер.
Что касается дизельных моторов, то для них показатели должны быть меньше примерно наполовину. В зависимости от конкретной модификации мотора допустимы колебания нормы в ту или иную сторону.
Уровни давления для ВАЗ 2112
Характерным случаем применения особого норматива являются стандарты давления масла в бензиновом моторе ВАЗ 2112:
- на холостых оборотах: 1,5 – 2,5 бар;
- при пяти тысячах оборотах в минуту: 4-6 атмосфер.
Таким образом, на холостом ходу давление входит в штатный интервал, а на высоких оборотах оно не дотягивает до нормы.
Замер давления на горячем моторе
При необходимости осуществить замер масляного давления в моторе это можно делать лишь при хорошо прогретом двигателе. Не рекомендуется проводить такие измерения на холодной силовой установке, поскольку в этом случае они будут иметь мало общего с настоящим рабочим показанием.
Взаимодействие насоса и клапана
Нагнетание масляного давления в системе осуществляется за счет функционирования маслонасоса и редукционного клапана. Этот механизм выхватывает масло из емкости картера с применением засасывающего приспособления, состоящего из пары шестерен. Далее масло идет под давлением по моторным коммуникациям.
Роль редукционного клапана заключается в недопущении повышения давления сверх предельно допустимой отметки. Показатель давления фиксируется специальным датчиком. Если же показатель падает ниже штатного интервала, то на торпедо зажигается указатель в форме масленки.
Последствия чрезмерного падения давления масла
Бывает, что маслонасосу не удается создать необходимое нагнетание. В итоге в моторе обнаруживается нехватка смазывающего вещества. Трущиеся детали больше не омываются в должной степени маслом и начинают ускоренно изнашиваться. Нехватка масляного давления может привести и к выходу из строя гидрокомпенсаторов.
Поломка натяжителя цепи ГРМ способна вызвать биение поршня о клапанный механизм. Это вызовет необходимость делать капремонт мотора. Если же соударение компонентов случится при основательном разгоне машины, то разрушения окажутся поистине эпическими.
Признаки падения масляного давления
Об уменьшении давления масла в моторе транспортного средства нетрудно догадаться по следующим признакам:
- заметный рост идущих из мотора шумов;
- исходящий от клапанной системы стук;
- повышение уровня масла с образованием пены;
- появления запаха горючего в маслозаливном отверстии.
Важность реагирования на тревожные симптомы
Перечисленные симптомы настолько информативны, что отреагировать на них необходимо, даже если индикатор масленки на торпедо не зажигается. При обнаружении любого из указанных признаков следует незамедлительно проконтролировать показатель давления масла в моторе.
Визуальный сигнал при этом может не сработать по той простой причине, что или сенсор, или сам индикатор банально перестали функционировать. Вполне вероятны и системные проблемы с автомобильной проводкой, которые могут быть вызваны, например, долгой поездкой по мокрой дороге под проливным дождем.
Опасность использования поддельного масла
Важно также иметь в виду, что использование контрафактного масла, купленного по невысокой цене, вполне может вызвать нешуточные проблемы в моторе. В поддельном масле с высокой вероятностью имеются разного рода посторонние примеси, которые способны вызвать ускоренное разрушение трущихся пар.
Меры безопасности на дороге
Если автолюбитель при любом режиме перемещения включая городскую «тянучку» обнаруживает, что на торпедо начал гореть или мигать указатель выхода давления масла за пределы нормы, то он обязан принять все возможные меры к скорейшему прекращению движения. В условиях плотной городской пробки рекомендуется нажать на кнопку аварийной светооптической сигнализации и начать сворачивать в сторону правой обочины.
При этом нет ничего плохого в том, чтобы обращаться к соседям по транспортному потоку с пояснениями в виде слов и жестов, объясняющими, что причиной экстренной остановки является падение давления масла в моторе.
Недопустимость движения при нехватке масла
Как начинающий, так и весьма опытный автолюбитель обязаны отдавать себе полный отчет в том, что движение на машине, в силовой установке которой обнаружилась нехватка масла, крайне рискованно. Когда давление упадет ниже критического, с большой вероятностью произойдет блокировка двигателя.
Это с вероятностью в 80 процентов приведет к разрушительному дорожному инциденту. При этом виноватым в подобном развитии событий будет однозначно признан тот, кто отправился на такой машине в поездку.
Безаварийный выход из проблемной ситуации
Столкнувшись с указанной проблемой, необходимо действовать по следующему алгоритму:
- как можно быстрее прекратить движение транспортного средства;
- предложить пассажирам покинуть его и добираться до цели поездки иными способами;
- подождать около 15 минут на стоянке и затем проверить, не появилось ли масло в картере;
- принять решение о смене маршрута в сторону автосервиса или вызове эвакуатора.