Как выставить метки ГРМ правильно: пошаговая инструкция с фото и описанием всех этапов
Один из ключевых узлов авто, отвечающий за стабильную работу мотора – газораспределительный механизм (ГРМ). Приводится в движение ремнём, идущим от коленвала. Каждые 50-60 тысяч км пробега ремень следует менять. При замене выставляют метки ГРМ, чтобы не сбилась регулировка. Если метки сбиты, двигатель будет работать нестабильно, есть риск серьёзных поломок с последующим дорогостоящим ремонтом.
Зачем выставлять метки ГРМ?
Газораспределительный механизм функционирует стабильно только если клапана закрываются и открываются своевременно и в правильной последовательности. Если коленвал и распредвал вращаются неправильно, происходит нарушение процесса обмена газов в цилиндре, вследствие чего двигатель функционирует нестабильно.
В ходе эксплуатации ремень ГРМ постепенно изнашивается вследствие трения и растрескивания. Чрезмерно изношенный ремень может порваться. Поэтому делать важно своевременно менять.
Чтобы установить новый ремень, необходимо правильно выставить метки. Без этого двигатель будет работать неправильно. Из-за нарушения циркуляции газов мотор может не только постоянно глохнуть и терять мощность, но и полностью выйти из строя.
Инструменты для выставления меток
Для выставления меток ГРМ требуются такие инструменты:
- набор торцевых головок;
- гаечные ключи на 17 или 19 (отличаются для разных моделей машин);
- большая шлицевая отвёртка;
- домкрат.
Иногда требуются дополнительные ключи, что зависит от конструкции авто. Поэтому лучше сразу подготовить полноценный набор начиная с ключа на 10.
Пошаговая инструкция по выставлению меток ГРМ
Важно, чтобы выставленные метки не сбились в процессе замены ремня. Если это произойдёт, придётся полностью перенастраивать работу ГРМ и распредвала, что занимает очень много времени. Выставляя риски, следует привести коленвал в такое положение, когда поршень 1-го цилиндра располагается в верхней точке. Если метки установлены верно, двигатель должен изначально находиться в таком состоянии.
Количество рисок и их местоположение может отличаться у разных моделей автомобилей. В одной серии транспортных средств иногда используются разные моторы, соответственно могут быть различия и в положении меток.
Обычно метки присутствуют на таких узлах:
- маховик;
- распредвал;
- шкив.
Если двигатель 16-клапанный, на распределительном вале будет 2 метки. Прежде чем снимать ремень, следует убедиться, что все метки совпадают. Для приведения мотора в требующееся положение достаточно прокрутить коленвал посредством болта, которым к нему крепится шкив. Нельзя приводить узел в движение шкивом распредвала.
После выставления ВМТ (верхняя мёртвая точка), необходимо установить новый ремень и затянуть натяжитель. Затем нужно проверить, не сместились ли метки в процессе установки новой детали. Для этого достаточно несколько раз прокрутить коленчатый вал, и проверить положение меток. Если нужно, следует отрегулировать узел.
Прокручивать коленвал удобно посредством одного из колёс. Рекомендуется использовать правое переднее колесо (если автомобиль с передним приводом). Для этого предварительно следует поднять машину справа спереди с помощью домкрата.
Замена ремня ГРМ без меток
Иногда нужно установить ремень без рисок. Их может не быть, к примеру, из-за износа деталей. Без рисок также можно произвести замену. Для этого помимо перечисленных инструментов потребуется штангенциркуль.
Инструкция по замене:
- Демонтировать защитную крышку ременной передачи и извлечь свечи.
- Установить распредвал в перекрытие. Это удобно делать посредством 2-го цилиндра. Плавно вращайте распределительный вал по часовой стрелке и следите за положением перекрытия посредством штангенциркуля. Установите инструмент на компенсаторы и крутите распредвал пока они не выровняются по высоте. Когда компенсаторы выровняются, штангенциркуль примет строго горизонтальное положение.
- Выставить ВМТ во 2-м цилиндре. Для этого нужно вставить отвёртку в отверстие для свечи, и прокручивать вал по ходу вращения мотора пока поршень не окажется вверху.
- Установить и натянуть ремень.
- Проверить правильность положения ремня. Для этого достаточно прокрутить маховик, чтобы определить на нём метку. Её следует установить в верхнем положении и свериться с рисками на распределительном вале. Если узел отрегулирован неточно, метки будут смещаться.
Описанная инструкция актуальна для 8-клапанных двигателей. На 16 моторах 16-ю клапанами замена производится аналогично, отличие состоит только в наличии 2-х распредвалов.
Меняя ремень ГРМ, важно обеспечить неподвижность коленвала. Пока не будет установлен новый ремень поршень должен располагаться в верхней мёртвой точке. Поэтому нельзя прокручивать колесо, распредвал или шкив коленвала пока не будет установлен новый ремень. В противном случае произойдёт смещение узлов, и регулировку придётся выполнять заново.
Что будет, если выставить не правильные метки для ремня ГРМ
Нельзя эксплуатировать двигатель со сбитыми метками. Это может привести к серьёзным неисправностям, таким как:
- Деформация клапанов в процессе работы мотора. Степень деформации постепенно увеличивается, вследствие чего клапана приходят в негодность.
- На 16-клапанном двигателе возможно выгибание клапанов. С 8-клапанными моторами обычно такого не происходит.
- Механическое повреждение головки блока цилиндров вследствие деформации клапанов. Это приводит к поломке направляющих втулок. На основных силовых деталях могут образоваться трещины. Это чревато полным выходом двигателя из строя. Мотор с повреждёнными силовыми элементами зачастую уже экономически нецелесообразно ремонтировать.
- Прогорание поршней. Это происходит из-за неправильной циркуляции газов, образующихся в процессе сгорания топливовоздушной смеси. Прогорание может привести к необходимости капитального ремонта двигателя.
- Образование масляных потёков на свечах.
- Сбои в работе зажигания.
Самая серьёзная неисправность – механические повреждения клапанов, головки блока цилиндров и других деталей цилиндропоршневой группы. Нередко такие поломки требуют экономически нецелесообразного дорогостоящего ремонта. При таких поломках порой проще и дешевле установить новый двигатель, нежели ремонтировать сломанный.
Признаки неправильного положения меток ремня ГРМ
Иногда после установки ремня метки сбиваются. Обычно это происходит из-за невнимательности в процессе замены. Причина может также заключаться в износе крепежей и других деталей. Определить неправильное положение меток можно по следующим признакам:
- ухудшение тяги;
- авто нехарактерно медленно набирает скорость;
- стуки в моторном блоке;
- перегрев двигателя.
На современных автомобилях с бортовым компьютером на приборной панели загорается индикатор «чек» сразу после запуска двигателя, если метки сбиты. Если метки находятся в неправильном положение, нельзя эксплуатировать автомобиль, сначала необходимо сделать правильную регулировку.
Не каждый автолюбитель самостоятельно занимается выставлением меток ГРМ. Это достаточно сложный процесс, требующий определённых навыков и опыта. Кроме того, в зависимости от модели двигателя могут возникать различные нюансы. Поэтому при отсутствии опыта лучше обратиться к специалистам, что особенно актуально в случае с дорогостоящими автомобилями.