Как проверить втягивающее реле стартера: диагностика, обзор неисправностей, инструкция по ремонту + лайфхаки от мастера

Для запуска любого ДВС (двигателя внутреннего сгорания) требуется помощь стороннего источника механической энергии. Этим источником является стартер.

Из чего состоит стартер

  • Электродвигатель постоянного тока. Он состоит из статора со щеточным узлом и ротора с коллектором.
  • Втягивающее реле. В него входит:
    • втягивающая обмотка;
    • удерживающая обмотка, она намотана поверх втягивающей;
    • якорь со штоком;
    • две клеммы для силовых проводов и одна для управляющего.
  • Исполнительный механизм. В его составе есть:
    • бендикс, который может передвигаться вдоль шлицевого вала;
    • приводная вилка.

 

Главной деталью бендикса является шестерня, передающая усилие на маховик.

  • Редуктор. Обычно планетарного типа, реже цилиндрического. Он соединяет вал по которому движется бендикс с валом ротора. Появление редуктора в новых моделях позволило применять меньшие по размеру быстроходные электродвигатели.

Назначение деталей стартера

Передача усилия на маховик осуществляется при помощи зубчатой передачи от шестерни. В составе бендикса кроме шестерни имеется еще поводковая и обгонная муфта (бендикс).

Функции бендикса (обгонной муфты)

  • передача усилия от вала на шестерню, когда стартер включен, а двигатель — еще нет;
  • выключение связи между валом и шестерней когда оба агрегата работают, при этом линейная скорость зубьев маховика в 10 раз больше линейной скорости зубьев шестерни стартера.

Для соединения и разъединения зубчатой передачи шестерня сделана подвижной. Передвигается она с помощью втягивающего реле, посредством вилки соединенной с поводковой муфтой.

Функции втягивающего реле стартера

Втягивающее реле управляет работой стартера. При замыкании контактов в замке зажигания напряжение одновременно подается на удерживающую и втягивающую обмотки, после этого на якорь начинает действовать сила магнитного поля. Питание удерживающей катушки происходит по такому пути — аккумуляторная батарея АКБ — замок зажигания — катушка — масса.

Цепь питание втягивающей включает еще и электромотор — АКБ — замок зажигания — катушка — двигатель — масса. После срабатывания реле втягивающая катушка шунтируется и отключается для экономии тока, а удерживающая остается включенной. Электромотор начинает вращать коленчатый вал с частотой 100 об/мин.

Запустив двигатель автомобиля водитель с помощью ключа зажигания разрывает цепь питания удерживающей обмотки и от силы возвратной пружины действующей на сердечник реле шестерня выходит из зацепления с маховиком, также при этом отключается электромотор.

Величина употребляемого электродвигателем тока достаточно велика — около 400 Ампер, поэтому процесс его запуска происходит посредством пускового реле, которое находится в одном корпусе с втягивающим реле и включается от действия того же якоря.

Соединяющим элементом является подпружиненная пластина, создающая контакт между двумя пятаками. Клеммами пускового реле являются два болта на корпусе, соединенные с этими пятаками. Провода, идущие к ним, отличаются большой толщиной, один из них ведет к положительному полюсу АКБ, второй — к электродвигателю.

Возможные неисправности втягивающего реле

  • подклинивание штока;
  • залипание контактов пятака;
  • обрывы токопроводящих цепей;
  • ослабление или деформация возвратной пружины;
  • повреждения корпуса.

Определить состояние втягивающего реле можно по звуку щелчка, который должен исходить от стартера во время запуска. Возможно три варианта:

  • Щелчок присутствует. Тогда причину отказа следует искать в электромоторе.
  • Щелчка неслышно. Значит произошел обрыв контура на пути: АКБ — предохранитель блока реле, который расположен под капотом возле лобового стекла — замок зажигания — стартер — масса, Также возможно подклинивание штока как в нейтральном, так и во втянутом положении.

Подгорание или залипание медных контактов пускового реле может произойти из-за высокой температуры, которая возрастает каждый раз при прохождении искры. Для проверки пускового реле нужно с помощью отвертки перемкнуть два контактных силовых болта, то есть соединить вход и выход. Если стартер начал работать — неисправно пусковое реле, если нет — причина в электродвигателе или АКБ.

Тестером нужно проверить напряжение на аккумуляторной батареи. Если оно ниже 12 В, то втягивающее реле еще должно работать, а электромотор — уже нет.

Если после замыкания ключа напряжение на выходе реле будет составлять 12 В, а сопротивление между его силовыми контактами во включенном состоянии находиться в пределах 3…5 Ом — неисправен электромотор.

  • Дребезжащий или повторяющийся щелчок. Это может произойти из-за плохого контакта или замыкания витков обмоток. Чтобы убедиться в этом снова понадобится тестер для измерения сопротивления. Согласно принципиальной схеме начало обеих катушек соединено с управляющим входом, конец удерживающей выведен на массу, а втягивающей — на выход пускового реле.

Нормальное значение сопротивления:

  • для втягивающей — 0.55 Ом;
  • для удерживающей — 0.75 Ом.

Если измеренные данные:

  • меньше нормы — произошло замыкание витков;
  • больше нормы — плохой контакт с клеммами или массой.

Реле с неисправными обмотками подлежит замене.

Снятие стартера (пошаговая инструкция)

Снять стартер с двигателя можно только снизу, используя подъемник, эстакаду или яму. Для этого нужно:

  1. отсоединить провода;
  2. если в автомобиле есть защита картера, то ее понадобиться снять;
  3. с помощью шестигранника открутить кронштейн;
  4. накидным ключом с удлинителем и головкой на 13 открутить два болта крепления;
  5. вынуть стартер.

Ремонт втягивающего реле своими руками (инструкция)

Конструкция втягивающего реле может быть разборной или неразборной. Поменять в разборном реле можно только якорь, крепится он к стартеру двумя болтами. Сразу снять его не получиться, так как ушко штока якоря зацеплено за вилку.

При подгорании силовых контактов их поверхность необходимо зачистить и обезжирить. Иногда отсутствие контакта вызывается повышенной загрязненностью рабочей зоны.

Неразборные реле считаются более надежными, но если поломка все таки происходит, то весь ремонт сводится к замене всей конструкции в сборе. Для правильного выбора модели потребуется указать марку, а для того чтобы полностью убедиться в сходстве, нужно сравнить новый и сломанный прибор визуально.

Неисправности электродвигателя стартера ТОП-5 причин

  1. Износ графитовых щеток. Чтобы заменить их, нужно снять заднюю крышку. Крепятся щетки с помощью пружин и клемм.
  2. Износ втулок. Эта поломка вызывает повышенный шум и вибрацию при работе. Она может стать причиной разрушения других узлов конструкции. Особенно чувствительны к вибрациям щетки, так как при радиальном качении вала они стираются неравномерно.
  3. Пробой на массу. В исправном моторе сопротивление между корпусом и обмоткой должно быть не ниже 10 кОм. Измерить данный параметр можно с помощью мегомметра.
  4. Перегорание обмоток ротора. Об этом может свидетельствовать появление темных пятен. Чтобы заменить ротор, нужно разобрать агрегат целиком, для этого потребуется снять стопорное кольцо и шайбу с вала, раскрутить шпильки. Ротор вместе с втягивающим реле чаще всего стают причиной отказа стартера.
  5. Разрушение магнитов. В новых моделях на статоре вместо обмоток устанавливают постоянные магниты, это намного упрощает конструкцию. Но если качество изготовления невысокое, то они могут отваливаться. В таких случаях приходится заменять весь стартер.

Неисправности бендикса стартера ТОП-2 причины

  1. Износ шестерни. При этом слышится характерный металлический звук.
  2. Износ обгонной муфты. Для проверки муфту нужно вручную прокрутить. В одном направлении она должна вращаться, а в другом — подклинивать.

Бендикс не является ремонтируемой деталью и для его замены требуется полная разборка со снятием ротора.

Фото-инструкция по установке дополнительного реле стартера (ЛайфХак)

Инструкция по установке дополнительного, разгрузочного реле стартера для ВАЗ 2110

Adblock
detector