Как проверить втягивающее реле стартера: диагностика, обзор неисправностей, инструкция по ремонту + лайфхаки от мастера
Для запуска любого ДВС (двигателя внутреннего сгорания) требуется помощь стороннего источника механической энергии. Этим источником является стартер.
Из чего состоит стартер
- Электродвигатель постоянного тока. Он состоит из статора со щеточным узлом и ротора с коллектором.
- Втягивающее реле. В него входит:
- втягивающая обмотка;
- удерживающая обмотка, она намотана поверх втягивающей;
- якорь со штоком;
- две клеммы для силовых проводов и одна для управляющего.
- Исполнительный механизм. В его составе есть:
- бендикс, который может передвигаться вдоль шлицевого вала;
- приводная вилка.
Главной деталью бендикса является шестерня, передающая усилие на маховик.
- Редуктор. Обычно планетарного типа, реже цилиндрического. Он соединяет вал по которому движется бендикс с валом ротора. Появление редуктора в новых моделях позволило применять меньшие по размеру быстроходные электродвигатели.
Назначение деталей стартера
Передача усилия на маховик осуществляется при помощи зубчатой передачи от шестерни. В составе бендикса кроме шестерни имеется еще поводковая и обгонная муфта (бендикс).
Функции бендикса (обгонной муфты)
- передача усилия от вала на шестерню, когда стартер включен, а двигатель — еще нет;
- выключение связи между валом и шестерней когда оба агрегата работают, при этом линейная скорость зубьев маховика в 10 раз больше линейной скорости зубьев шестерни стартера.
Для соединения и разъединения зубчатой передачи шестерня сделана подвижной. Передвигается она с помощью втягивающего реле, посредством вилки соединенной с поводковой муфтой.
Функции втягивающего реле стартера
Втягивающее реле управляет работой стартера. При замыкании контактов в замке зажигания напряжение одновременно подается на удерживающую и втягивающую обмотки, после этого на якорь начинает действовать сила магнитного поля. Питание удерживающей катушки происходит по такому пути — аккумуляторная батарея АКБ — замок зажигания — катушка — масса.
Цепь питание втягивающей включает еще и электромотор — АКБ — замок зажигания — катушка — двигатель — масса. После срабатывания реле втягивающая катушка шунтируется и отключается для экономии тока, а удерживающая остается включенной. Электромотор начинает вращать коленчатый вал с частотой 100 об/мин.
Запустив двигатель автомобиля водитель с помощью ключа зажигания разрывает цепь питания удерживающей обмотки и от силы возвратной пружины действующей на сердечник реле шестерня выходит из зацепления с маховиком, также при этом отключается электромотор.
Величина употребляемого электродвигателем тока достаточно велика — около 400 Ампер, поэтому процесс его запуска происходит посредством пускового реле, которое находится в одном корпусе с втягивающим реле и включается от действия того же якоря.
Соединяющим элементом является подпружиненная пластина, создающая контакт между двумя пятаками. Клеммами пускового реле являются два болта на корпусе, соединенные с этими пятаками. Провода, идущие к ним, отличаются большой толщиной, один из них ведет к положительному полюсу АКБ, второй — к электродвигателю.
Возможные неисправности втягивающего реле
- подклинивание штока;
- залипание контактов пятака;
- обрывы токопроводящих цепей;
- ослабление или деформация возвратной пружины;
- повреждения корпуса.
Определить состояние втягивающего реле можно по звуку щелчка, который должен исходить от стартера во время запуска. Возможно три варианта:
- Щелчок присутствует. Тогда причину отказа следует искать в электромоторе.
- Щелчка неслышно. Значит произошел обрыв контура на пути: АКБ — предохранитель блока реле, который расположен под капотом возле лобового стекла — замок зажигания — стартер — масса, Также возможно подклинивание штока как в нейтральном, так и во втянутом положении.
Подгорание или залипание медных контактов пускового реле может произойти из-за высокой температуры, которая возрастает каждый раз при прохождении искры. Для проверки пускового реле нужно с помощью отвертки перемкнуть два контактных силовых болта, то есть соединить вход и выход. Если стартер начал работать — неисправно пусковое реле, если нет — причина в электродвигателе или АКБ.
Тестером нужно проверить напряжение на аккумуляторной батареи. Если оно ниже 12 В, то втягивающее реле еще должно работать, а электромотор — уже нет.
Если после замыкания ключа напряжение на выходе реле будет составлять 12 В, а сопротивление между его силовыми контактами во включенном состоянии находиться в пределах 3…5 Ом — неисправен электромотор.
- Дребезжащий или повторяющийся щелчок. Это может произойти из-за плохого контакта или замыкания витков обмоток. Чтобы убедиться в этом снова понадобится тестер для измерения сопротивления. Согласно принципиальной схеме начало обеих катушек соединено с управляющим входом, конец удерживающей выведен на массу, а втягивающей — на выход пускового реле.
Нормальное значение сопротивления:
- для втягивающей — 0.55 Ом;
- для удерживающей — 0.75 Ом.
Если измеренные данные:
- меньше нормы — произошло замыкание витков;
- больше нормы — плохой контакт с клеммами или массой.
Реле с неисправными обмотками подлежит замене.
Снятие стартера (пошаговая инструкция)
Снять стартер с двигателя можно только снизу, используя подъемник, эстакаду или яму. Для этого нужно:
- отсоединить провода;
- если в автомобиле есть защита картера, то ее понадобиться снять;
- с помощью шестигранника открутить кронштейн;
- накидным ключом с удлинителем и головкой на 13 открутить два болта крепления;
- вынуть стартер.
Ремонт втягивающего реле своими руками (инструкция)
Конструкция втягивающего реле может быть разборной или неразборной. Поменять в разборном реле можно только якорь, крепится он к стартеру двумя болтами. Сразу снять его не получиться, так как ушко штока якоря зацеплено за вилку.
При подгорании силовых контактов их поверхность необходимо зачистить и обезжирить. Иногда отсутствие контакта вызывается повышенной загрязненностью рабочей зоны.
Неразборные реле считаются более надежными, но если поломка все таки происходит, то весь ремонт сводится к замене всей конструкции в сборе. Для правильного выбора модели потребуется указать марку, а для того чтобы полностью убедиться в сходстве, нужно сравнить новый и сломанный прибор визуально.
Неисправности электродвигателя стартера ТОП-5 причин
- Износ графитовых щеток. Чтобы заменить их, нужно снять заднюю крышку. Крепятся щетки с помощью пружин и клемм.
- Износ втулок. Эта поломка вызывает повышенный шум и вибрацию при работе. Она может стать причиной разрушения других узлов конструкции. Особенно чувствительны к вибрациям щетки, так как при радиальном качении вала они стираются неравномерно.
- Пробой на массу. В исправном моторе сопротивление между корпусом и обмоткой должно быть не ниже 10 кОм. Измерить данный параметр можно с помощью мегомметра.
- Перегорание обмоток ротора. Об этом может свидетельствовать появление темных пятен. Чтобы заменить ротор, нужно разобрать агрегат целиком, для этого потребуется снять стопорное кольцо и шайбу с вала, раскрутить шпильки. Ротор вместе с втягивающим реле чаще всего стают причиной отказа стартера.
- Разрушение магнитов. В новых моделях на статоре вместо обмоток устанавливают постоянные магниты, это намного упрощает конструкцию. Но если качество изготовления невысокое, то они могут отваливаться. В таких случаях приходится заменять весь стартер.
Неисправности бендикса стартера ТОП-2 причины
- Износ шестерни. При этом слышится характерный металлический звук.
- Износ обгонной муфты. Для проверки муфту нужно вручную прокрутить. В одном направлении она должна вращаться, а в другом — подклинивать.
Бендикс не является ремонтируемой деталью и для его замены требуется полная разборка со снятием ротора.