Как проверить генератор на работоспособность на машине (не снимая): лучшие способы проверки с помощью мультиметра
Основной энергетический источник в бортовой сети – генератор автомобиля. Если с ним что-то не в порядке, а хуже того он выходит из строя, то использование только аккумулятора не поможет долго проездить. Поэтому владельцу важно держать под контролем работоспособность этого устройства.
Варианты проверки генератора автомобиля
Полная и абсолютная проверка генераторного устройства включает в себя проверку:
- Самого генератора (без демонтажа);
- Кольцевой и щеточной части;
- Диодов мостового элемента;
- Регулятора разности потенциалов;
- Состояния статорного элемента и ротора.
Осуществить проверку своими силами не составит трудностей. На любом виде авто принцип проверки одинаковый. Однако, для многих автолюбителей вопрос о возможности проверки при помощи мультиметра, а также подручных средств достаточно актуален.
На СТО для этого приспособлены специальные стенды, а в условиях гаража можно будет обойтись и без них.
Два метода для диагностики
Один из них довольно новый. в его основе лежит принцип проверки разности потенциалов, которые присутствуют на клеммах. Второй, наоборот, предполагает снятие на включенном моторе клеммы батареи зарядного устройства.
Способы следующие:
- В нерабочем состоянии аккумуляторное устройство проверяется так называемым мультиметром. Разность потенциалов устанавливается от двенадцати и пяти до двенадцати и восьми вольт. После чего двигатель запускается, и проводится замер показаний в его работающем состоянии. Считается, что все в порядке, если две тысячи оборотов делаются при тринадцати и восьми до четырнадцати и восьми вольтах. Тогда подключается нагрузка, то есть или фары, или печка, или магнитола, и осуществляется так называемая проверка под нагрузкой. Допустимым считается провал до тринадцати и шести вольт, но не ниже, так как в таком случае в устройстве имеются неисправности;
- Безотказным и несложным считается «дедовский» способ проверки. Однако, он потребует аккуратности, так как считается достаточно опасным. Его можно применять и для ВАЗов, и для автомобилей нового поколения. Суть состоит в ослаблении болта крепления на клемме с «минусом», для чего понадобится ключ «десятка». После запуска мотора дается малая нагрузка, то есть включаются фары. Клемму снимают в процессе работы двигателя. При этом он считается в полном порядке, если не глохнет, а фары продолжают светить. Такой способ применяется, с оглядкой на свою смелость.
Если потребитель не включить, то это грозит неисправностью для реле-регулятора.
При наличии неисправности двигатель демонтируется, а проверку проводят визуально, при помощи лампочки и мультиметра. Причем каждый элемент смотрят отдельно. В первую очередь внимание обращается на нагрев генераторного устройства, а также на целостность подшипников. Они считаются изношенными, если есть посторонние шумы.
Проверка колец и щеток
Как внешний вид колец, так и щеток может рассказать многое об их нынешнем состоянии. Во-первых стоит обратить внимание на то, имеются ли в наличии борозды и выработки. Кроме того стоит измерить их остаток.
Так четыре с половиной миллиметра считается минимально допустимой величиной щеток для снятия тока, для диаметра кольца эта величина составляет двенадцать и восемь миллиметров.
Проверка диодов
Для того чтобы убедится в работоспособности выпрямителя необходимо сделать замеры сопротивления, чтобы выявить проводимость. Сначала проверяется одна пластинка, а затем вторая. В этом случае значения тестера должны указывать лишь на одностороннюю диодную проводимость.
- Если говорить более детально, то одним тестерным контактом прижимается плюсовая клемма, при этом другим поочередно проверяются выводы на диодах.
- Затем контакты предстоит поменять местами. Напряжение будет больше в одном из случаев. Точно также проверяется другая мостовая часть.
Сопротивление не должно оказаться на нуле, так как это указывает на пробитость.
Проверка регулятора
Если произошла перезарядка или не дозарядка аккумуляторного устройства, то следует осуществить проверку регулирующего устройства. Разность потенциалов замеряют при оборотах. Для такого случая его его величина по минимуму должна составлять – 14,4В, а максимум соответствовать 15В.
Дополнительно можно просмотреть параметры конденсаторного сопротивления, уменьшаться оно может только по отношению к бесконечно малой величине.
Проверка статоров и роторных элементов
Мостовые диоды, в процессе проверочной работы сопротивления обмотки на статоре, не потребуется. Две десятых ома должно быть между выводами, а три десятых промеж обмотки и проводом с нулевым значением.
О том, что статорная обмотка замкнулась, как и в случае с мотом, скажет во время работы сильное гудение со стороны генераторного устройства. Также предстоит осмотр наличия выработок.
- Ротор изначально проверяется прозвонкой в области обмотки возбуждения. Мультиметр потребуется установить в режиме для проверок сопротивлений, которое должно быть в интервале от два и три до пять и один ом.
- Более высокое говорит об обрыве или наличии плохого контакта между элементами, а также обмоточными выводами. Замыкание между витков говорит о недостаточном сопротивлении.
- Изоляционное роторное сопротивление проверяется дополнительно. Для этого понадобятся провода, первый – на кольцевую часть от розетки, а второй – на корпусную часть через лампу в сорок ватт.
- Нормальное состояние обычно определяется не горящей лампочки. Небольшой накал нити объясняет наличие утечки на месте.
Когда проверяющий в полной мере следует правилам и последовательности проведения проверки с учетом предложенных рекомендаций, то практически всегда есть возможность самостоятельного контроля, как устройства генератора, так и его работоспособности. Одного мультиметра для такой процедуры достаточно.
Если обнаружен узел с неисправностями, то предстоит ремонт, при котором непригодный элемент заменяется на новый. Всегда стоит отслеживать ременное натяжение, не забывая о состоянии контактов.
Кроме того, если обращать почаще внимание на лампочку генератора на панели для приборов, то устройство генератора сможет долгое время работать без проблем, так ка его работоспособность будет во многом зависит от внимательности владельца.