Как поменять аккумулятор автомобиля: как подключить, отключить и зарядить. Порядок грамотной замены старого аккумулятора на новый
Нередко при эксплуатации транспортного средства приходится отключать от электрооборудования и снимать аккумулятор, точнее аккумуляторную батарею (АКБ).
Зачем снимать аккумулятор с автомобиля
Многие автовладельцы не ездят в зимний период, поэтому на это время целесообразно снять АКБ и хранить ее в отапливаемом помещении.
«Гаражное» хранение при положительной температуре, по сравнению с «уличным», имеет ряд преимуществ:
- При полностью разряженной батарее электролит теряет плотность и замерзает уже при температуре минус 7 — 10°С. Это может привести к деформации электродных пластин и повреждению корпуса;
- Уменьшается уровень саморазряда;
- Замедляется старение батареи и потеря емкости, а это очень важный показатель, характеризующий ее стартерные свойства;
- При правильном хранении, с периодической подзарядкой, срок эксплуатации продляется на 1 – 2 года;
АКБ закрывает какие-либо части автомобиля, требующие доступа для регулировки или ремонта.
Для зарядки от стационарного устройства, находящегося в другом помещении.
Истечение срока службы. Обычно АКБ служит от 4 до 6 лет, в зависимости от интенсивности эксплуатации, климата, марки производителя, и т.д.
Что происходит если отключить аккумулятор от клем
Современные автомобили оснащены бортовыми компьютерами и многочисленными электронными устройствами, производящими управление и диагностику состояния транспортного средства, а также системами, обеспечивающими комфортность и удобство поездок – климат-контроль, магнитолы, навигаторы, видеорегистраторы, видеокамеры и т.д.
- Автомобили выпуска прошлых лет, особенно недорогие, оснащены радиоприемниками и компьютерами с самыми простыми функциями – регистрация общего и текущего километража, текущего времени и температуры.
- Такие авто можно отключать безбоязненно, настройки простые и мгновенно восстанавливаются ручным вводом данных.
- В компьютерах автомобилей среднего и выше класса установлены компьютеры, в памяти которых хранятся многочисленные настройки под конкретный автомобиль.
- Наиболее важные параметры хранятся во внутренней энергонезависимой памяти, в так называемой «прошивке». Они сохраняются при потере питания, но есть и другие параметры: блокировки, сигнализация, адаптация автоматической коробки передач.
- Они сбрасываются при отключении питания, потом все это можно восстановить, но нужно иметь определенные навыки.
Это же касается и магнитолы, для восстановления ее настроек требуется обязательно знать пароль доступа к ней: противоугонный пин-код.
Если он неизвестен, то разблокировать магнитолу после потери питания можно только с помощью автосервиса, дилерского центра, или специалистов по «взлому» электронной техники.
Перед тем, как отключить АКБ, нужно внимательно изучить имеющиеся руководства по эксплуатации – возможно, что там имеются полезные указания.
В любом случае, всегда имеется возможность снять аккумулятор, не отключая питания с электроники.
Внимание! Если есть какие-то сомнения в способности самостоятельно восстановить утерянные настройки, и нет достаточного опыта проведения подобных работ, то лучше отбросить все колебания и воспользоваться услугами автосервиса.
Пошаговая инструкция по снятию аккумулятора с автомобиля
Для демонтажа аккумулятора понадобятся некоторые инструменты, расходные материалы и средства защиты:
- Рожковые и торцевые ключи небольших размеров – до 15 мм, не более;
- Мелкозернистая наждачная бумага и жесткая щетка для очистки клемм и выводов;
- Ветошь или небольшие куски ткани для протирки корпуса;
- Две-три столовых ложки столовой соды;
- Немного обычной водопроводной воды для промывки корпуса содовым раствором;
- При наличии видимой утечки электролита пригодится комплект резиновых перчаток, можно одноразовых.
- Немного консервирующей смазки;
- Разрушитель ржавчины WD-40.
Порядок отключения питания и снятия аккумулятора
Перед началом работы нужно принять меры предосторожности от сбоев в работе электроники в процессе отключения батареи:
- Заглушить двигатель, вынуть ключ из замка зажигания и поместить его вне салона автомобиля.
- Одну из дверей лучше держать открытой, во избежание несанкционированного закрывания центрального замка, так как охранная система может посчитать отключение батареи за попытку угона.
- Отключение и снятие батареи производить только при заглушенном двигателе.
Отключение без сохранения питания электроники
Если есть выключатель массы, то в целях безопасности, рекомендуется его отключить.
Провода, подходящие к аккумулятору, различаются цветом: отрицательный провод и его защитный пластмассовый колпачок окрашен в черный или синий цвет, положительный – всегда красного цвета.
Отсоединение клемм проводов питания нужно проводить в такой последовательности:
- Ключом на десять ослабить затяжку отрицательной клеммы до такой степени, чтобы она свободно проворачивалась вокруг вывода (борна).
- Для откручивания сильно заржавевших гаек нужно использовать WD-40.
- Если клемма «прикипела», следует очистить ее от белого окисного налета жесткой щеткой, смоченной содовым раствором.
- Если слой окислов толстый и прочный, можно предварительно пропитать его жидкостью WD-40.
После этого, прокручивая и покачивая клемму, снять ее, не прилагая чрезмерных усилий и постукиваний.
При необходимости зачистить мелкой наждачной бумагой контактную поверхность и борн.
Внимание! Начинать отключение всегда нужно с отрицательного вывода, т.к он наглухо присоединен к «массе», то есть к кузову. Если начать с плюсовой клеммы, то при случайном касании ключа какой-либо металлической части кузова, произойдет короткое замыкание.
Если был предварительно отключен выключатель массы, то порядок отсоединения клемм значения не имеет, но лучше придерживаться этого общепринятого правила.
- То же самое проделать с положительной клеммой, отсоединить ее и уложить так, чтобы она не касалась металлических частей.
- Ключом на 10, иногда большего размера, открутить гайки крепления прижимной планки и снять ее.
Если имеется еще и дополнительное крепление днища аккумулятора, то снять и его, ослабив прижимную гайку.
- Вытащить наружу аккумулятор за ручку. Его вес около 15 — 20 кг, так что нужно быть готовым к поднятию тяжести. Если корпус имеет трещины и подтекает, то, во избежание ожогов кислотой, лучше вынимать батарею в резиновых перчатках
Отключение с сохранением питания электроники
Сохранить питание можно несколькими способами, самых простых два:
- Используя гнездо прикуривателя, через разделительный диод, запитать от любого аккумулятора или батарейки (например, «Кроны») электронные блоки напряжением 12 В.
- С помощью внешних проводов с зажимами, подсоединить параллельно штатной батарее любую другую. Желательно, чтобы их напряжения не намного отличались – это позволит исключить взаимный перезаряд большими токами.
Существуют также специальные приспособления, подключаемые через гнездо прикуривателя. Они обеспечивают питание электроники и сохранность настроек, но это профессиональная и дорогая аппаратура.
Внимание! В целях безопасности, от дополнительной батареи первым подсоединяется плюсовой провод.
Внешние и стационарные провода необходимо надежно соединить между собой, место соединения лучше выбрать немного повыше клемм.
Затем произвести все действия в последовательности, изложенной в п. а).
После демонтажа очистить место установки от накопившейся грязи, подтеков электролита.
Выбор аккумулятора при замене
Для замены лучше подобрать точно такой же аккумулятор или, если они отсутствуют в продаже, подобрать аналогичный.
Аккумулятор выбирается по следующим критериям:
- Габаритные размеры в плане должны совпадать и соответствовать месту установки. Высота может незначительно отличаться, в пределах регулировки прижимной планки;
- Конструкция и размеры выводов должны быть одинаковыми;
- Емкость батареи должна быть такой же, как у штатной, можно только незначительно увеличивать ее. Например, заменить батарею емкостью 60 Ач на такую же по размерам, но емкостью 65 Ач.
- Полярность батареи должна соответствовать ранее установленной, то есть расположение положительных и отрицательных выводов на корпусе, должно быть одинаковым.
Если со стороны этикетки (с лицевой) отрицательный вывод расположен справа, то это прямая полярность, если наоборот – то обратная;
- Ток холодной прокрутки должен быть как можно большим;
- Фирма-производитель – желательно хорошо известная, зарекомендовавшая себя.
Установка нового аккумулятора в автомобиль
Новый, или возвращаемый на место, аккумулятор устанавливается в последовательности:
- Клеммы проводов и борны аккумулятора должны быть предварительно зачищены;
- Корпус очистить от грязи и потеков электролита;
- Установить батарею в предназначенное гнездо и закрепить;
- Надеть плюсовую клемму красного цвета на положительный борн, обозначенный знаком «+» и затянуть стягивающую гайку так, чтобы клемма сидела плотно, и не проворачивалась «от руки».
- То же самое проделать с минусовой клеммой;
Примечание: положительный вывод всегда имеет больший диаметр, чем отрицательный. Эта особенность поможет не перепутать провода при подключении.
Если был присоединен дополнительный аккумулятор с помощью прикуривателя, то нужно вытащить контактный наконечник из его гнезда.
- Если же он присоединялся внешними проводами, то вначале отсоединить зажим минусового провода, а затем плюсового.
- Для уменьшения коррозии затянутые клеммы желательно покрыть тонким слоем консервирующей смазки – циатима, литола, нигрола и т.д.
- После окончания работ завести двигатель. Если запуск прошел успешно, то согласно инструкции восстановить ручные настройки компьютера, магнитолы и другого оборудования.
Аккумулятор нужно всегда поддерживать в исправном состоянии – это исключит неприятные дорожные инциденты, обеспечит комфортность и безопасность поездок
Отслужившего свой срок аккумулятор можно сдать в пункт приема или, в счет оплаты, в автомагазин.