Как получить права на манипулятор (КМУ)
Наличие манипулятора в частном и юридическом предприятии требует соответствующей регистрации. Некоторые собственники не знают, с чего начать и как получить права на спецтехнику. Согласно требованиям законодательства документы выдаются после наличия у водителя соответствующих прав (категория С), наличия корочки о прохождении курсов и разрешения на управление техникой.
Что должен знать водитель КМУ?
Обучение водителя необходимо по множественным причинам. Главные заключаются в том, что техника не простая, требует обучения для получения следующих навыков и знаний:
- эксплуатации специализированной техники и приборов безопасности;
- законодательных норм и требований в отношении указанного вида деятельности;
- об устройстве спецтехники и ее основных узлов;
- видов работ, выполняемых манипулятором и методов управления техникой;
- методов устранения мелких поломок;
- методов принятия правильных решений при возникновении форс-мажорных ситуаций;
- правил безопасности работы с указанным видом техники;
- правил оказания первой медицинской помощи при возникновении форс-мажорных ситуаций.
При работах, связанных с нахождением около опасных энергоисточников обязательно наличие документа, подтверждающего 3 группу аттестации по электробезопасности. При обучении водителю присваивается соответствующая квалификация. Она напрямую зависит от вида эксплуатируемого транспортного средства: 2 категория присваивается для водителя манипулятора трехтонника, третья – для техники грузоподъемностью 3-15 тонн, четвертая – для техники с параметрами 15-25 тонн, пятая, для спецтехники с параметрами 25-100 тонн, шестая – для водителей манипуляторов с грузоподъемностью более 100 тонн.
Грузоподъемность техники указана в техпаспорте на машину. Ее отсутствие исключает получение документов/удостоверения и право управления манипулятором.
Управление манипулятором – особенности
При управлении спецтехникой необходимо наличии знаний эксплуатационных характеристик. Основные знания водитель получает при обучении и практике. Главными из них являются:
- при эксплуатации КМУ запрещено использовать рабочие жидкости, не указанные в паспорте, если выполнение требований невозможно, использование других жидкостей приводится при наличии разрешения от вышестоящей инстанции;
- водитель должен самостоятельно контролировать наличие жидкости в баке, в том числе и ее объем;
- во избежание попадания воздуха в бак следует отслеживать надежность его крепления, если такое произошло или имеются предпосылки, следует в срочном порядке прекратить работы;
- при выполнении работ следует отслеживать корректность работы приборов КМУ;
- за 15 мин. до эксплуатации в холодном режиме тс должно прогреваться с помощью работы насоса на холостых;
- обязательно наличие знаний правил хранения тс, именно водитель несет ответственность за сохранность первоначальных характеристик манипулятора, если она не используется в течение 3-х месяцев – обязательно консервирование согласно требованиям производителя, иначе манипулятор может прийти в негодность.
Выполнение требований действующего законодательства увеличивает срок эксплуатации манипулятора, минимизирует количество ремонтов.
Куда обратиться и как получить удостоверение?
Как правило, на водителя КМУ обучают в специализированных центрах. Обращение в подобные компании минимизирует количество бюрократических проволочек. Также можно самостоятельно заниматься оформлением документации. Чтобы официально получить удостоверение необходимо прохождение специальных курсов. Указанный способ считается самым правильным и надежным.
Для обучения на водителя КМУ слушатель должен соответствовать следующим требованиям:
- водитель должен быть несовершеннолетним (не менее 18 лет);
- слушатель обязан предоставить подтверждение документа о наличии начального или среднего образования;
- ученик должен иметь справку соответствующего образца, и не иметь медицинских противопоказаний.
Получить образование и удостоверение можно в нескольких центрах. Какой экономически выгоднее, устанавливает будущий водитель. При этом не исключено, что обучение может проводиться за счет фирмы, которая заинтересована в квалифицированных кадрах. Таким образом, прохождение аттестации для будущего водителя манипулятора станет бесплатным.
Кто может стать водителем манипулятора?
Водителем манипулятора можно стать имея удостоверение и водительские права категории С или Е. Кроме основных условий специалист/водитель при управлении краном должен знать:
- как управлять техникой;
- знать технические возможности и устройства;
- соблюдать правила безопасности и эксплуатации тс;
- отслеживать техническое состояние, при наличие возможностей и необходимости проводить соответствующие мероприятия (ремонт);
- понимать степень ответственности при управлении манипулятором.
Стать водителем сложной техники может машинист и оператор. При этом разрешение выдается дипломированным работников. Аналогичная ситуация происходит в отношении выдачи прав.
К сведению! При благополучном завершении курсов водителю КМУ вручается удостоверение/свидетельство и выписка из протокола. С момента получения указанной документации специалист может смело садиться за руль и управлять сложной техникой, а руководитель предприятия не переживать за нарушение норм и требований действующего законодательства.
Постановка регистрационного учета
Разрешение на использование КМУ выдается Ростехнадзором. Документация не обязательна при эксплуатации манипулятора с грузоподъемностью до 1 тонны. В техпаспорте обязательно указание тоннажа машины. Оформление регистрационных документов проводится на основании поданного руководителем/собственником заявления, которое должно содержать такие сведения:
- наличие документа, подтверждающего уровень знаний безопасного управления манипулятором;
- наличие допуска к работам;
- наличие договора на проведение ремонтных работ и обслуживания спецтехники официальными аккредитованными организациями.
Также потребуется предоставление персональной информации. Ответ на заявление Ростехнадзором выдается в течение 7 дней.
Подтверждение права на управление манипулятором
После прохождения обучения и получения разрешительных документов водитель КМУ снова обращается в Ростехнадзор за получением штампа о приемке документов и подтверждения их легальности. Специалист обязан поставит штамп на следующих видах документов:
- положении о контроле пользования техникой;
- согласовании о контроле производства;
- приказе о проведении технического надзора и соблюдении правил безопасной эксплуатации;
- карте учета манипулятора в реестре;
- других поданных собственником документов.
После подтверждение легальности поданной документации водитель манипулятора получает паспорт на право вождения техникой. Остается оформить страховку и позаботиться ее ежегодном обновлении. Нарушение указанных выше норм и требований влечет за собой административную ответственность. Основная возлагается на руководителя предприятия и собственника машины.