Эволюция моделей Лада и ВАЗ: история и современность

Автомобильная промышленность развивается стремительно. На страницах журналов среди десятков эмблем встречаются неизвестные, новые производители и модели. Современных авто миллионы, тем не менее, машина для большинства жителей всей планеты продолжает оставаться любимой покупкой, лучшим подарком. Для многих их авто – дом, работа, настоящая гордость, любимый способ отдыха, наслаждение ездой. Что уж говорить о ХХ веке, когда большинство граждан смотрели на автомобиль как на недостижимое чудо техники, не представляя возможности его нахождения в личном пользовании.

В первой половине ХХ века на территории Советского государства функционировали Московский автосборочный завод имени КИМ (с 1930 года, выпускавший «Москвич»), Горьковский автомобильный завод (с 1932 года). С 1945 года начал свою работу Львовский автобусный завод. В 1952 году первые автобусы сошли с конвейера Павловского завода в Нижегородской области.

Запорожский автомобильный завод «Коммунар», который с 1923 года выпускал самоходную сельскохозяйственную технику, только в 1959 году выпустил первые небольшие легковые автомобили «Запорожцы».

Шестидесятые – семидесятые годы – период интенсивного строительства перенёсшей фашистскую оккупацию и разруху страны, развития образования, науки, техники, возвращения к жизни, к мечтам о счастливом будущем. В нём у советской семьи обязательно должно было быть отдельное жильё, автомобиль, и всё необходимое для хорошей жизни. Представительные «Победы», «Чайки» — подходящие автомобили для руководителей. Для среднего класса – «Москвичи», «Запорожцы».

1956 году выходит знаменитая мечта многих любителей авто ГАЗ 21 «Волга», предназначавшаяся для населения, но в народе долго считавшаяся элитным классическим автомобилем. Советскому автопрому не хватало красивой современной молодёжной продукции, лёгкой, манёвренной и, в то же время, доступной для разных категорий населения. Именно о выпуске такого популярного народного и доступного автомобиля мечтали создатели будущего АвтоВАЗа.

Семейства моделей АвтоВАЗа

С высоты нынешнего времени можно рассказать о шести семействах моделей АвтоВАЗА. Представители этих семейств не утратили своей привлекательности. Для многих автолюбителей они продолжают оставаться раритетными, первыми, любимыми автомобилями. Красивые, стильные, простые, комфортные машинки продолжают достаточно шустро бегать, работать, радовать своих владельцев. Выделяют семейства:

  1. — «Классика» 1970 – 2012 гг.;
  2. — «Нива» 1977 – 2016 гг.;
  3. — «Самара» 1984 — 2013 гг.;
  4. — «Десятка» 1996 – 2016 гг.;
  5. — «Калина» 2004 – 2016 гг.;
  6. — «Лада-Ларгус» — 2012 – 2016 гг.

Первые ВАЗ и их прототипы

О планах строительства нового автозавода в Тольятти страна узнала ещё в 1966 году. В 1969 году масштабное производственное предприятие уже открыли. Для обучения сотрудников, качественного технического оборудования были приглашены сотрудники итальянской компании «Fiat». По своей форме многие «Жигули» напоминали продукцию итальянского концерна. Среди них – первая модель 2101, прототип которой «Fiat 124», получившая народное название «копейка».

Велась кропотливая работа по усовершенствованию машины для езды по дорогам страны. Было внесено более 800 корректировок: увеличен клиренс, карбюраторный двигатель (1200 см3), усилены кузов и ходовая. Работа по улучшению конструкции машины продолжалась. Особая модель ВАЗ 2101-34 была создана для полиции. Её особенность – самый мощный из всех первых автомобилей мотор.

На следующий год после выпуска «копейки» с конвейера сошла ещё одна модель – 2102: лицензионный вариант семейного «Fiat 124». Особенный в машине был вместительный достаточно низкий багажник для удобного пользования, но оказалось, что это вызывает много сложностей. Задняя часть машины была тяжёлой и не очень герметично закрывалась. В салон попадали пыль, холод, выхлопные газы. В связи с увеличенным весом нужно было усиливать амортизаторы: вес автомобиля, груза, пассажиров был причиной очень жёсткой езды.

В 1978 году выпущена первая экспортная модель ВАЗ 21021. Отличалась она более сильным двигателем, омывателем и дворником заднего стекла. Машина продолжала совершенствоваться. Был усилен мотор, установлена новая система зажигания.

Новые своеобразные автомобили, их особенности и модернизация

В 1972 года появилась красивая и стильная «тройка» с мотором в 72 лошадиных силы, вакуумным усилителем тормоза, с увеличенным комфортным салоном, поднятым на 1,5 см, спортивной панелью. В 1980 году машина стала ещё надёжнее с новым карбюратором.

ВАЗ 2104 стал одной из лучших моделей, благодаря которой АвтоВАЗ стал официальным производителем машин с кузовом «Универсал». Всенародно любимый семейный автомобиль-трудяга выпускался с 1984 по 2012 год. На базе этой модели, совершенствование которой продолжилось, созданы 9 разные модификации: с более объёмным двигателем, правосторонняя, с пятиступенчатой коробкой передач, инжекторная, на дизельном топливе.

В результате совершенствования «тройки» появилась «шестёрка» — красивый сильный и стильный автомобиль. Он был и до сих пор продолжает оставаться качественной машиной, которая к лицу людям разного возраста.

Это простой, легко управляемый автомобиль с современным и, в то же время, аккуратным классическим дизайном без излишеств, очень манёвренный, с удобным вместительным салоном, багажником. Любимый многими и один из наиболее покупаемых. Эта машина тоже совершенствовалась. Замечательной модификацией стала ВАЗ 21067, по экологическим нормам соответствующая стандарту Евро 2.

Стильные, изящные машинки «пятёрка» и «семёрка»

Огромной популярностью в нашей и зарубежных странах пользовалась «пятёрка» — ВАЗ 2105. Она производилась в первую очередь на экспорт. Тонкая, изящная, аккуратная «пятёрка», а также, впоследствии, ещё более сильная «семёрка» по дизайну соответствовали европейской моде 80-х. Машины, выпущенные после 2000 г., были оборудованы инжекторными двигателями. «Пятёрка» — первая ВАЗовская машина с комплектациями.

С 1982 по 2012 выпускалась ВАЗ 2107. Стильная и красивая, по тонкости и манёвренности и силе до сих пор очень подходящая для управления женщинами.

Со словами американского автомобильного журналиста Джереми Кларксона о том, что «семёрка» «машина для грубых мужчин, не терпящих ничего женского» вряд ли можно согласиться. У этой машинки – красивое женское лицо. Она вызвала интерес у правоохранителей. Специально для спецслужб была выпущена ВАЗ 21079 с мотором в 140 лошадок.

Экспортные варианты «семёрки» впервые выпускали с системой моновпрыска.

Модели с кардинально новым дизайном

ВАЗ 2108 – первый переднеприводный автомобиль в трёх комплектациях с кардинально изменённым дизайном, повлиявшим на его качества. Выявленные недостатки быстро исправлялись, автомобиль становился всё мощнее, обладал хорошей скоростью и манёвренностью.

Пятидверный хетчбек ВАЗ 2109 не обладал особой новизной. Также эти модели выпускала Украина на Запорожском автозаводе. Хорошая выносливая машина с пятиступкой и инжектором. Мощный металлический бампер очень подходит молодым водителям.

У производной ВАЗ 21099 на 20 см увеличен задний свес, а также, что особо значимо, установлена лучшая на тот период в отечественном автопроме система безопасности.

ВАЗ 2110 первоначально не понравилась руководству АвтоВАЗа, любителям. Они имели возможность пять раз оценивать модификации. Её совершенствование доверили специалистам Porsche. Через некоторое время машина всё же поступила на конвейер. Должна была заменить модельный ряд считающейся уже устаревшей «шестёрки». Десятая часто менялась:

экспортный вариант должен был соответствовать экологическим стандартам Евро 2, 3, 4, поэтому изменения касались двигателя и выхлопной системы.

Вместительная ВАЗ 2111 – более современная вариация прежней «четвёрки» стала популярной семейной универсальной машиной не только в России, но и зарубежных странах. Очень большой багажник, удобно раскладывающиеся задние сидения, технические и эксплуатационные характеристики прекрасно подходили для работы и отдыха.

ВАЗ 2113: автомобиль продолжил линейку трёхдверных хетчбеков. Народу очень приглянулась малолитражная восьмёрка. Многие хотели её приобрести. Тринадцатая, с чуть усовершенствованной внешностью, полторалитровым двигателем, соответствующая Евро 2, а позже и Евро 3, тоже стала любимицей у автомобилистов.

Популярная 2114, заменившая «девятку», модифицировалась лишь однажды – увеличивался двигатель. Красивая, современная машина продолжает быть любимым ТС многих.

В 1997 году начинается выпуск пятнадцатой модели с очень оригинальным внешним дизайном. Это «наследница» полюбившейся многим ВАЗ 21099. Конструкторы пытались уменьшить двигатель этого автомобиля, но это дало отрицательный результат, поэтому объём оставили прежним 1,5 л.

К семейству «Десятка» относится и популярный в России и зарубежных странах ВАЗ 2112. Трёхдверный вариант «Coupe» не получил широкого распространения.

Наиболее современные

В 2006 году покупатели увидели Ладу «Kalina». Выпускался седан, хетчбек, универсал. Машину совершенствовали до соответствия Евро 3. Достаточно скоростной и манёвренной стала версия

Lada Kalina GTI, но считалось, что она не полностью соответствует классу GTI.

Качественными, надёжными, безопасными, доступными покупатели считают автомобили Lada Priora, Lada Granta (создана на платформе Renault Logan). Лада Ларгус – замечательная машина для работы и семьи, заменившая ВАЗ 2102, 2104, 2111. Интересны и любимы семейный семиместный универсал, «фургон». Одна из самых продаваемых – Lada Vesta.

Уникальные АвтоВАЗовские внедорожники

Красивые, в меру строгие машины с высокой проходимостью трёхдверный ВАЗ 2121, пятидверный ВАЗ 2131 были разработаны и выпускались заводом абсолютно самостоятельно без каких-либо прототипов. Замечательный автомобиль до настоящего времени незаменим в сельской местности, не уступает своим оригинальным дизайном другим маркам.

Классический подтянутый аккуратный вид и превосходные технические характеристики продолжают жизнь этих машин, не снижая популярности. Для многих автолюбителей эти модели более предпочтительны модернизированного Chevrolet Niva, с более современной «смягчённой», обтекаемой внешностью. C 2015 года выпускается кроссовер Lada XRAY – спортивный утилитарный хетчбек в стиле SUV.

Замечательная привычная и любимая Niva стала ещё более красивой и современной, превратившись в Niva Legend (в трёх модификациях: двух и пятидверная, а также Niva Bronto) и Niva Travel.

«Игрушечная» и очень симпатичная «ОКА»

Продукцией АвтоВАЗа является интересная Лада «ОКА» ВАЗ 111 маленький аккуратный «чебурашка» — народное название трёхдверного хетчбека сверхмалого класса. По своим внешним и внутренним качествам она не уступает зарубежным аналогам, многие из которых обладают достаточно смешным раздутым видом.

Автомобили ВАЗ разного возраста продолжают радовать своей простотой, выносливостью, невысокой стоимостью, лёгкостью ремонта. Очень красивы, экономны и практичны новые модели, которые сохраняют прежние традиции и уже стали наиболее предпочтительными для многих профессионалов и любителей.

Adblock
detector