Двигатель троит на холостых: причины и методы устранения
Двигатель автомобиля о своем состоянии сообщает неустойчивой работой на холостых оборотах. Это явление называют троением. Оно подразумевает наличие неисправностей и неполадок в одном или нескольких цилиндрах. Характеризуется неисправность появлением вибрации, постороннего шума, громких хлопков в глушителе, потерей мощности, падением оборотов, рывках при разгоне.
Устранить неполадку можно самостоятельно, главное правильно установить причину появления троения на холостом ходу.
Признаки троения двигателя
Опытные водители замечают даже незначительные нюансы в работе двигателя. Проблема возникает независимо от пробега машины, вида топлива и состояния авто.
Перебои в работе приводят к потере мощности, постоянной подгазовке, что увеличивает расход топлива, затрудняет запуск непрогретого мотора, автомобиль может заглохнуть в самый неподходящий момент. Игнорирование неисправности может привести к дорогостоящему ремонту. Поэтому рассмотрим основные признаки троения на холостом ходу.
- При запуске появляется вибрация, которая передается на кузов, подергивание, дрожь коробки передач, руля.
- Количество оборотов холостого хода при холодном запуске произвольно падает, мотор глохнет.
- Двигатель работает неравномерно, то набирая обороты, то сбрасывая их.
- В глушителе появляется резкий хлопок, сопровождающийся выбросом топлива, запахом бензина или газа в выхлопе.
- При увеличенном расходе топлива наблюдается потеря мощности.
- При начале движения автомобиль движется рывками.
- Стрелка тахометра дергается, отсутствует стабильность оборотов холостого хода.
Важно различать троение на холодном и горячем ходу, причины у них разные.
Причины возникновения неисправности двигателей
Причина троения – отказ от работы одного или нескольких цилиндров, топливо в нем не воспламеняется или воспламенение происходит с запозданием и сгорает не полностью. Наиболее распространенные причины возникновения проблемы в позднем или раннем зажигании, а также отказавшей свечи в системе зажигания.
Двигатель работает не ровно на холостых оборотах, но выравнивается при начале движения:
- Проблемы в образовании топливной смеси, она может быть слишком обогащенной или обедненной из-за подсоса воздуха.
- Выставлено раннее зажигание, вышла из строя катушка системы зажигания, проблемы с высоковольтными проводами, плохой контакт между свечой и проводом.
- Ошибки в работе датчика массового расхода воздуха, который показывает количество воздуха, поступающего в работающий цилиндр.
- Сбой датчика положения коленчатого вала, который синхронизирует показания системы зажигания, питания и показания положения и частоты вращения коленчатого вала.
- Вышел со строя датчик холостого хода.
- В инжекторном автомобиле поломка уязвимого лямбда-зонда, который контролирует состав выхлопных газов.
- Образование трещины или проплавленного участка на клапане.
- Неотрегулированные клапана, в результате чего увеличивается или уменьшается тепловой зазор.
- Неисправность ГБО.
Если двигатель троит при любых оборотах коленчатого вала и температуре, причинами могут быть проблемы с ГРМ и ЦПГ:
- Образование трещины в днище поршня, залегание или поломка поршневых колец, прогоревший клапан.
- Выход со строя свечей зажигания.
- Неправильно выставлены метки на ремне ГРМ.
- Загрязнение топливного фильтра.
- Поломка топливного насоса.
- Выход со строя датчика ХХ или загрязнение дроссельной заслонки.
- Прогорела прокладка головки блока цилиндров.
- Разбалансирована работа карбюратора.
Что делать если троит бензиновый двигатель
Наиболее часто встречающимися причинами троения двигателя на холостом ходу являются заливание свечей зажигания при запуске. Достаточно выкрутить поочередно свечи и осмотреть их. Они будут мокрые от топлива, с черным нагаром и запахом бензина.
При возникновении неполадок с подачей искры необходимо осмотреть соединительные клеммы, устранить окислительный налет, проверить прочность разъемов, целостность изоляции и места припайки скруток.
Если при осмотре свечи зажигания она покрыта светлым, серым нагаром, это говорит об обедненной топливной смеси. Причина в излишках воздуха, который подсасывается в камеру сгорания через незатянутые хомуты патрубков, образовавшийся зазор впускного фланца или дроссельной заслонки.
- Если двигатель работает с перебоями при торможении, причина кроется в вакуумном усилителе тормозов, через разгерметизацию которого подсасывается воздух.
- Если нарушены зазоры прилегания клапанов, рокот и шум при прогревании двигателя снижаются.
- Износ колец приводит к снижению компрессии внутри цилиндра, а соответственно к уменьшению давления.
- Повреждение прокладки блока цилиндров приводит к попаданию в камеру сгорания охлаждающей жидкости, что снижает качество топливной смеси и вызывает перебои в работе двигателя.
Что делать если троит двигатель на газу
Троение возникает часто в ГБО 1-3 поколения, четвертое поколение газового оборудование снабжено чувствительными датчиками, регулирующими подачу газа. Но проверить работу электронного блока управления можно только в диагностическом центре СТО.
- Неравномерная подача газа из-за изношенных, забитых фильтров. Их стоит менять каждые десять тысяч километров, а при использовании некачественного топлива чаще.
- Настройка редуктора газобаллонного оборудования из-за вибрации и износа сбивается, что приводит к недоливу или чрезмерному количеству подаваемого топлива.
- Проблемы с системой зажигания, которые определяются поочередным осмотром свечей.
- Забитые газовые форсунки приводят к полному отказу одного из цилиндров.
- Если редуктор покрывается инеем при переходе с бензина на газовое топливо, это говорит о неправильно установленной температуре перехода с одного вида топлива на другое.
Что делать если троит дизельный двигатель
Двигатель на дизельном топливе не имеет системы зажигания, смесь загорается при сжатии, поэтому количество причин появления неисправности снижается.
- Снижение компрессии, которая появляется как результат износа поршневых колец, увеличение зазора между клапанами, повреждения поршня или цилиндра.
- Калильные свечи не работают из-за проблем с проводкой.
- Распространенной проблемой троения дизельного двигателя является низкое качество топлива. Это может привести к выходу со строя топливной системы и дорогостоящему ремонту.
- Износ форсунок, который приводит к несвоевременному впуску дизтоплива.
Самостоятельно можно диагностировать причину троения в случае проблем с зажиганием, высоковольтными проводами, забитым фильтром, форсунками, прокладкой.