Датчик положения распредвала (ДПРВ): описание принципа действия, назначения, ошибок, зачем нужен и как сделать проверку
Технологии продолжают развиваться во всех отраслях человеческой деятельности. Особо стоит отметить прогресс в автомобилестроении. Кроме пытливой мысли инженеров на совершенствование автомобиля, конкретно двигателя, сильно влияют всевозможные экологические требования.
В чем отличие ДПРВ от ДПКВ
Устройство обоих датчиков одинаковое, и задачи схожие. Но ДПКВ следит за положением коленчатого вала, а ДПРВ определяет положение распределительного вала.
Не так давно автомобили обходились без датчика распредвала (и сейчас обходятся). Основную работу выполняет сенсор положения коленвала. Работа двигателя прекратится в случае отказа этого устройства.
Зачем нужен ДПРВ
Для работы ДВС достаточно датчика коленвала, для хорошей работы нужен датчик распредвала. Без ДПРВ впрыск топлива в цилиндры производится попарно. Рабочая смесь подается в 2 одновременно отрытые форсунки.
При этом один цилиндр находится в такте сжатия и, после подачи топлива, начинает работать, а второй цилиндр просто выкидывает топливо в атмосферу. На эту проблему обратили внимание экологи.
К тому же появилась потребность в экономном расходовании горючего в транспорте. Установка датчика распредвала позволила открывать лишь одну нужную форсунку. При этом смесь в другие цилиндры не поступает.
Устройство преобразователя
Что же он преобразует? В приборе применяется эффект Холла – проводники с постоянным током, помещенные в магнитное поле создают разность потенциалов (напряжение). Это свойство используется в компасах смартфонов.
Датчик реагирует на сближение с металлом, изменяя напряжение на проводе. Система такая же, что на коленчатом вале.
- ДПРВ имеет такие же конструктивные особенности, что датчик коленвала. Основной частью устройства является катушка.
- На нее по двум проводам поступает напряжение 12 В при включенном зажигании.
- Третий провод является сигнальным, напряжение на нем составляет около 95 % от номинального значения.
Когда реперная точка проходит мимо датчика, значение разности потенциалов становится равным 0,2 – 0,5 В, в зависимости от марки автомобиля. Этот сигнал поступает на электронный блок управления.
Что будет в случае отказа датчика
Электронный блок управления будет получать только сигнал от датчика коленчатого вала, показывающего, что какой-то поршень находится в ВМТ. Но без датчика распредвала не сможет определить, какой именно.
И на всякий случай топливо будет подаваться в два цилиндра. Двигатель при этом не глохнет. Произойдет снижение мощности двигателя. Но не любой водитель сможет почувствовать это, а чек загорается не всегда. Перерасход топлива можно определить после проезда довольно большого расстояния.
- Могут появиться дополнительные симптомы проблемы – прыжки оборотов на холостом ходу, дергание автомобиля во время разгона, в отдельных случаях возможно выключение двигателя.
- Запуск двигателя тоже может быть осложнен. Однако похожее случается при выходе из строя других систем и механизмам. В качестве примера можно назвать неисправную катушку зажигания или бензонасос.
Поломку можно определить только с помощью диагностики.
Как определить неисправность без диагностики
Определить проблему с помощью диагностического компьютера просто и быстро, он покажет коды ошибок, которые указывают на неисправность датчика распредвала. Но поломку можно определить без подключения сканера.
Для нахождение неисправности нужен мультиметр. Самый простой способ поменять датчик. Процедура замены вовсе не сложная – открутить старый и прикрутить новый. Но вряд ли у кого в запасе есть новый прибор. Чтобы купить новый, нужно наверняка знать, что сломалось в автомобиле.
- Для определения неисправности датчика нужно установить иглы в качестве щупов на мультиметр (на некоторых моделях идут в комплекте).
- Если нет, нужно заточить те, что есть.
- Проткнув изоляцию проводов, определить два запитывающих провода и замерить на них напряжение.
- На двух проводах напряжение всегда будет больше – это и есть катушка.
- Если вольтметр показывает напряжение порядка 13,4 В, значит, катушка рабочая. При этом на сигнальном проводе мультиметр покажет 12 В.
Если прибор указывает на отсутствие напряжения, что делать тогда. Тогда стоит проверить реакцию датчика на металл. Для проверки нужно снять датчик не отсоединяя провода.
Включив зажигание, поднесите любой металлический предмет к устройству. Мультиметр в это время должен быть соединен с сигнальным проводом. Во время приближения железа к датчику напряжение должно уменьшиться почти до нуля, не больше 0,5 В.
Если это произошло, значит, датчик рабочий. Вообще, чтобы точно определить работоспособность устройства ДПРВ, воспользуйтесь осциллографом. У кого спрятан в гараже? На практике достаточно бывает рассмотренного способа с использованием мультиметра.
Как увеличить ресурс ДПРВ
Датчик положения распределительного вала двигателя является электронным устройством, у которого отсутствует износ. Тем не менее, срок службы у него может быть ограниченным.
На продолжительность работы оказывает влияние стабильность напряжения в бортовой сети, окисление контактов из-за влияния агрессивных сред, в том числе атмосферных колебаний.
- Ослабление контактов по причине неизбежного скачков температуры двигателя.
- Чтобы увеличить ресурс работы устройства, необходимо подкапотное пространство содержать в чистоте.
- Большинство автомобилей имеет индикатор напряжения в электрической цепи автомобиля.
- Нужно внимательно смотреть за показаниями бортового вольтметра.
- Корпус ДПРВ изготовлен из пластика, поэтому периодически необходимо производить визуальный осмотр на наличие трещин.
Их присутствие может сигнализировать о скором отказе устройства. Не должно быть трещин и на подходящих к датчику проводах. Жесткие провода показывают повышенную температуру работы.
Датчик отремонтировать нельзя, потребуется замена. И не стоит думать, что можно обойтись без него. Двигатель потребует ремонта в ближайшее время.